Как среди людей, так и среди машин встречаются особи, которых природа щедро наделила запоминающейся внешностью, многочисленными талантами и способностями. Их абсолютно не коснулась экономия на излишествах, и только зависть бледнеющих на ярком фоне конкурентов способна омрачить жизнь прирожденных счастливцев.
Само название 4-Runner совсем неплохо знакомо отечественным автомобилистам. Машины и первого, «квадратного», поколения конца восьмидесятых и следующего, самого распространенного (89 — 95 гг.), как с «левым» рулем, так и «японки» — весьма популярны в силу неплохих технических и динамических характеристик. Но в дальнейшем Toyota, выпустив в свет третье поколение в исполнении Limited, исключила 4-Runner из гаммы моделей для Европы, предоставив нам возможность приобретать у официальных дилеров лишь играющий на том же поле Prado. И очередная новинка — четвертое поколение «бегущего четырьмя» — прямиком попадает за океан. Но отдельные экземпляры все-таки доезжают и до России. Один из них, кстати, первый, оказался в наших руках. И еще какой: V8, 4,7 л, 235 л.с.! Вместо прежних моторов — V6 2,7 л и 3,4 л — пришла хорошо известная «восьмерка» от Land Cruiser 100 . И этого могучего «силача» без всяких сомнений поставили на заведомо более легкую и устойчивую машину!
В последние годы линейка внедорожников Toyota включает в себя около десяти моделей, готовых удовлетворить почти любые потребности клиента, но этот автомобиль вызывает во мне особый трепет и благоговение. Еще бы — приземистый стремительный силуэт, максимальный набор опций и вместе с тем — многочисленные хорошо узнаваемые детали, выдержанные в корпоративном стиле. Очень много в новинке от прежних «Раннеров», заметны элементы, сходные с RAV-4 и Land Cruiser. Особо выделяются светлые рифленые защитные фрагменты по низу бамперов. Но все-таки внешность следует охарактеризовать как спокойную, убедительную, без «экстрима». Интерьер выполнен по классу luxury. Великолепно выделанная кожа, все основательно, качественно, дорого, без экономии на разрезах и материалах. Довольно необычны, правда, не слишком удобны, три «кругляша» управления климатом. Хотя они и легко прогибаются под пальцами, к их алгоритму надо попривыкнуть. Отмечу, что подобных ручек у других машин не встретишь.
4-Runner не был бы 4-Runner, кабы не опускное стекло пятой двери. Это удобно и для погрузки мелкого багажа, и при маневрах задним ходом, учитывая почти глухую тонировку всей задней части, как это принято за океаном. А само багажное отделение не только велико, но и имеет необычной конфигурации полку на среднем уровне высоты, образующую «второй этаж» для сумок-коробок. Легким движением руки полка выдергивается и «падает» на пол — и багажник становится однообъемным. Новый 4-Runner нарушил традиции и по части привода. Вместо механически подключаемой передней оси теперь у него постоянный полный привод, как у старшего брата «Лэндкрузера». Дифференциал Торсен «раскидывает» усилие 40:60 в пользу задних колес, доводя его до 71% или уменьшая до 47%, с отдачей вперед большей доли — естественно, по результатам пробуксовки. А функция блокировки дифференциала, равно как и функция перехода на пониженный ряд коробки, возложены теперь на скромную ручку на панели приборов.
На консоли появилась очень интересная система принудительной подкачки задней подвески, которой, например, можно воспользоваться, если автомобиль значительно перегружен или если он сел на «пузо» в колее. Неожиданное применение этой регулировки нашлось во время парковки машины в гараж. Сомнения, гложущие автора, не цепанет ли Runner за верхнюю кромку ворот, похоже, оправдывались, и, засунув «морду» в бокс, я несколько раз выходил поглядеть на предательски сужающуюся щель между ржавым металлическим швеллером и красивыми тойотовскими рейлингами на крыше. В последний момент я уже было перевел селектор АКП в положение R, как обнаружил рядом спасительную клавишу. Воздух, выпускаемый из ресивера, мило засвиристел, и осевшая сантиметра на три машина аккуратно втянулась в гараж. С точностью до сантиметра! Мы с «Раннером» были горды друг другом.
Но «только в полете живет самолет». И машина, кстати, тоже создана для движения, а не для разглядывания и ощупывания. Уже по звуку — не низкому американскому, чуть гулкому и задумчивому, а холеному японскому тенору — устойчивому, без нервной дрожи, уверенному и поставленному голосу, я понял, что заявка сделана серьезная. Автомат в Drive, качнул рулем на выезде из ворот — движения легкие, чуть смазанные, но не чрезмерно. И — газ в пол, перед надвигающимся потоком. Машина «выстрелила», ни секунды не раздумывая при переключениях, и не только сразу оторвалась от настигавших нас самых резвых наездников, но и почти моментально уперлась в следующую «волну». И не уперлась, а врезалась, буквально «расшвыривая» зазевавшихся «чайников». Легкость прохождения сквозь плотную, но аморфно дрейфующую по рядам автотолпу объясняется не столько внушительными размерами и убедительной внешностью, но и возможностью моментально ускоряться, перестраиваясь из ряда в ряд. И это с минимальными кренами. Ну нет у 4-Runner джиповской валкости! Только, пожалуй, BMW X5 мог до того похвалиться подобными легковыми поведением и резвостью. Да и в процессе езды я большей частью и не вспоминал, что я на джипе.
Еще одно удобство — относительно небольшой по джиповским меркам радиус поворота. На тесных улицах бывает крайне неудобно передвигаться на внедорожнике из-за малого угла поворота крупных колес. При той же длине, что у стандартного автомобиля Е-класса, большинство «проходимцев» весьма неуклюжи в стесненных городских условиях. Но только не 4-Runner! С особой завистью или как минимум интересом провожали наш эксклюзивный экипаж владельцы шикарных, но уж слишком распространенных «сотых кукурузелов». А мы рвались в пампасы — в подмосковные леса, где хотелось задать «Раннеру» вопрос в лоб: «А пытки выдержишь?».
По прибытии в точку «N» во время «Ч» мой питомец кисловато улыбнулся, но не попятился. Зима, выдавшаяся в этом сезоне и снежной, и морозной, встречала нас бескрайними сугробами, грозящими нам как минимум вызовом подмоги. Поначалу я двигался осторожно, постепенно, выбирая себе дорожку, по которой можно в случае чего выкатиться из полуметрового белого плена назад. Шаг назад, два вперед. Потом — три вперед, один назад, а дальше просто пять вперед. Слушайте, ведь это элементарно, Ватсон! И уже намеренно пытаясь найти самые глубокие сугробы, бросаюсь на них, аки лев, в надежде закопаться. Ну, наконец-то, нашел! Кажется, сидим плотно. Но постойте... я же забыл, что поворотом руки можно в 2,5 раза увеличить передаточное, заблокировать межосевой и приподнять задок. Выполняем. И почти без видимых затруднений пробивая траншею, вместившую бы взвод, ползу к дальнейшим победам. Ползу, конечно, не я, а Toyota. Но под моим «мудрым руководством», выполняя все дурацкие и нерациональные команды — как конь, что везет через самую топь полупьяного всадника, который мечтает доказать всем на свете свои бескрайние возможности. Runner тоже временами поворачивает голову набок, косит выпуклым желтым глазом и умеренным ржанием напоминает, что хозяин мог бы так не издеваться над животиной. Но особо не взбрыкивает, понимая, что чрезмерная ретивость может привести к обратному результату. Вот такой он у нас — независимый, но не наглый. А главное — надежный и красивый.
Мне даже неловко за подобное издевательское обращение с техникой, но ведь лишь критические режимы выявляют недостатки и «слабые звенья». У любого самого лучшего автомобиля они есть, ведь все не может быть выполнено с одинаковой надежностью. Но стремиться к совершенству необходимо. И похоже, новый Toyota 4-Runner в этом преуспел.
© Автомобили
Февраль 2003