В детстве мы все или почти все любили строить домики из подушек, пледов и стульев, устраивая крошечное жилище по собственному вкусу. Стремление оказаться внутри собственной скорлупы, когда «домик» становится твоей одеждой и защитой, очень понятно. И оно не проходит с годами. Toyota IQ тому подтверждение: японские маркетологи не сомневаются: многие захотят иметь собственную ракушку.
Вы представляете себе, объем в 32 литра? Небольшой аквариум, приличный сменный мусорный мешок, бидон из-под разливного молока… В IQ это объем багажника. Не бардачка – его тут вообще нет. Именно багажника.
Детская забава? Отнюдь. В России IQ можно купить лишь в одной из самых распространенных и богатых версий с 1.3-литровым двигателем в 98 л. с., который работает в паре с вариатором. Комплектация тоже одна, зато она включает все возможные электронные системы – ABS, EBD, ESP – и девять (!) подушек безопасности.
И все-таки, все-таки. Как не сомневаться… Длина – менее трех метров, высота – полтора. Как тут разместить четверых человек? Да-да – четырех; Toyota впихнула в салон два ряда сидений.
При посадке легкий шок. Тут просторно. Водителю и сидящему с ним рядом. На задний ряд с комфортом смогут усесться лишь дети младшего школьного возраста. Багажник при этом прекращает свое существование. Запасного колеса, тут не предусмотрено, есть ремкоплект.
Для задних пассажиров ростом до 175 – поездка будет сопряжена с напряжением в области коленей – на них будут давить передние кресла. Те, кто выше – упрутся еще и в потолок. Места больше нет. Приехали.
А что водитель? Вся информация бортового компьютера выводится на отдельный дисплей справа от приборной панели, которая чуть смещена в сторону центра. Она сразу бросается в глаза, но не раздражает и не мешает. Управление CD-проигрывателем и радио предусмотрено только на руле – выполнено в виде микро-джойстика. Он показался неудобным: частые ошибки и промахи при его использовании сильно отвлекают во время движения.
Машина едет уверенно, но плавно. Резкого ускорения от нее ждать не стоит, хотя мощности у нее с избытком. Кроме того, микро-Toyota отлично управляется даже на скорости 120 км/ч, с минимальными кренами на поворотах и бесшумно проскакивая ямки и прочие неровности. А вот в салоне все равно шумно: маленькая машина – «маленькая» шумоизоляция.
ESP пришлась кстати: без нее на заснеженной дороге с ледяными проплешинами фрикционные шины справлялись не каждый раз. IQ то и дело буксовал и не всегда следовал прямолинейной траектории. Зато с включенным «помощником» заполненный людьми компакт медленно но верно выбирался из каши и с ледяного катка.
Главный козырь японского микрокара – радиус разворота. С полностью вывернутыми колесами можно сделать «180 градусов» буквально на месте.
Наконец, про аппетиты… Зимой IQ «кушает», как полноценный автомобиль С-класса — около 12 л на «сотню». На панели приборов предусмотрена лампочка «есо», которая загорается, когда двигатель работает в экономичном режиме. К сожалению, в городском цикле мне не удавалось наблюдать ее дольше двадцати секунд…
Ощущения – вот ради чего имеет смысл покупать такую машину. Вы должны либо испытывать жуткие проблемы при парковке в центре города, либо просто нуждаться в собственной ракушке. Либо быть эксцентричным – я не знаю лучшей автомобильной демонстрации своего «я».
Каждый метр за рулем IQ – это ваше собственное движение, ваш вызов классическим представлениям об автомобиле. Вы обречены на внимание, на вас будут показывать пальцем, а на парковке спрашивать «ну как?». Возможно, восхищенно поцокают языком, возможно, покрутят пальцем у виска. Действительно, за 777 тысяч рублей можно купить что-то более практичное. Но надо ли? Каждый решает для себя.
© Колеса
Февраль 2010