Когда-то «круизеров» боялись, считая криминальными автомобилями. Ведь выложить за машину больше $50 000 мог не каждый. Однако сегодня ситуация в корне изменилась: теперь за рулем Toyota Land Cruiser 100 все чаще можно встретить и успешного менеджера, и бизнес-леди, и даже священника. К тому же и цены на «сотки» заметно упали — этих машин стало больше на вторичном рынке.
Принято выделять три основные комплектации «сотки», причем они отличаются не только богатством отделки салона, но и дизайном, и даже конструкцией! Наиболее простые внедорожники (STD) предназначены скорее людям в рабочей одежде и резиновых сапогах. Версия STD — утилитарный автомобиль с двумя жесткими мостами и, в большинстве случаев, с неприхотливым дизелем. В принципе, это практически модернизированный Toyota Land Cruiser 80, выпускавшийся с 1989 по 1998 год. Оснащение Land Cruiser 100 STD довольно бедное — часто есть только кондиционер.
Более «крутая» комплектация GX уже имеет электроприводы стекол и кое-что еще. Toyota Land Cruiser 100 GX — настоящий внедорожник. Помимо жестких мостов, здесь есть несколько блокировок дифференциалов и даже штатная лебедка! Внешне STD и GX можно узнать по неокрашенным бамперам и задним распашным дверям (на машинах первых годов выпуска с большим пробегом петли этих дверей могут разбалтываться). Кроме того, большинство этих модификаций способны перевозить по 9—10 человек. В таких машинах в багажнике установлены две очень неудобные лавки по бортам, а в некоторых версиях еще и спереди трехместный диван!
Большинство же продаваемых на российском рынке «соток» комплектации VX — с независимой подвеской и очень хорошим оснащением салона (часто есть кожа, климат-контроль, масса электрорегулировок, в том числе кресел и рулевой колонки). Россияне любят «покруче»
Многие Toyota Land Cruiser 100 имеют под капотом самый мощный в модельной гамме бензиновый двигатель V8 объемом 4,7 л, выдававший 235 л.с. (иногда указано 231, 234 или 238 л.с.). Этот мотор под кодовым обозначением 2UZ-FE устанавливали исключительно на версию VX. Также есть и еще один бензиновый агрегат, но уже с шестью цилиндрами, объемом 4,5 л (224 л.с.). Он хорошо известен механикам сервис-центров «Toyota» еще по модели Land Cruiser 80. Немало ездит машин и с дизелем V6 под капотом. Такой силовой агрегат объемом 4,2 л бывает нескольких видов. Наиболее простые автомобили оснащались мотором под обозначением 1HZ. Это самый «слабый» (лишь 131 л.с.), но зато очень неприхотливый двигатель, обладающий огромным запасом крутящего момента на «низах» (уже при 1400 об/мин момент составляет 430 Нм). Особенность дизеля 1HZ — отсутствие в конструкции турбонаддува. С одной стороны, мотор не имеет прибавки мощности, с другой — не надо беспокоиться о «самочувствии» турбины. Конечно, риск «попасть» на загубленный насос высокого давления всегда остается, однако мастера по ремонту Toyota говорят, что эта поломка чаще возникает при неоднократной заправке некачественной соляркой. Кстати, стоит отметить, что 4,2-литровый атмосферный дизель имел версию для эксплуатации с плохим топливом — такие автомобили, кажется, вообще могут потреблять все что угодно.
4,2-литровый дизель с турбонаддувом (1HD-FTE) имеет намного большую мощность — 204 л.с. В результате турбированный дизель устанавливали не только на простые модификации Land Cruiser 100, но даже на самую шикарную версию VX. А еще существовал дизель с двойной турбиной мощностью уже 250 л.с. (но встретить такие «сотки» довольно трудно). 204-сильный дизель тоже признается механиками очень надежным, хотя потенциально опасных мест здесь несколько больше.
В основном проблемы возникают при халатном отношении владельца к регулярному техническому обслуживанию машины. А они достаточно просты: каждые 5 тыс. км менять масло (в бензиновых двигателях через 10 тыс. км), с периодичностью в 20 тыс. км (в России можно 15 тыс. км) устанавливать новый топливный фильтр ($30 за оригинальный) и примерно через 30—40 тыс. км пробега чистить форсунки. Также надо не забывать про ремень ГРМ, который лучше всего сменить на рубеже 100 тыс. км, не дожидаясь гарантированных 150 тыс. км.
Но думается, рисковать в данном случае себе дороже, тем более что замена ремня ГРМ не стоит астрономических сумм: $250—400 для владельцев пусть даже подержанного Toyota Land Cruiser 100 — это не слишком большая сумма. Иначе на этот автомобиль лучше вообще не засматриваться. Он хоть и надежный, но эксплуатация внедорожника такого класса всегда требует средств. И любители сэкономить могут серьезно поплатиться. Например, если не чистить форсунки ($30—50), можно доиграться до их замены — это уже $150 за штуку. Нежелание же устанавливать новые топливные фильтры и периодически сливать из них воду в конце концов приведет к «смерти» ТНВД, который стоит уже больше $4000!
Очень надежны и бензиновые двигатели.
4,5-литровый V6 встречается не слишком часто, но если он и попадется, то владельцу такого Land Cruiser 100 будет грех жаловаться. Данный силовой агрегат способен без проблем работать по 500 тыс. км и более при минимальном обслуживании. Так, здесь практически не требуется регулировка клапанов, да и в системе привода газораспределительного механизма использована крепчайшая цепь. Мотор V8 объемом 4,7 л (231—238 л.с.) имеет уже ремень ГРМ, замена которого на СТО «Toyota» стоит примерно столько же, сколько и у дизельного двигателя (то есть $250—400). Эту операцию также необходимо делать лишь каждые 100 тыс. км (одновременно с ремнем ГРМ лучше поставить и недешевый ремень генератора за $120). К этому надо прибавить еще периодическую необходимость покупки свечей зажигания (иногда на нашем бензине они служат лишь 10—20 тыс. км, но чаще выдерживают и 40—80 тыс. км). Цена набора из восьми штук составляет $120. А еще владельцы автомобилей должны помнить о ежегодной чистке радиатора ($30—50).
Вот, собственно говоря, и все расходы, которые в большинстве случаев приходится нести владельцу бензинового Toyota Land Cruiser 100. Конечно, в моторе может сломаться много всяких деталей, типа датчика положения педали газа или дроссельной заслонки ($100—200 как в том, так и в другом случае), но такое бывает довольно редко. Ну а такие вещи, как генератор или помпа, после пробега в 200 тыс. км могут выйти из строя на любой машине (хотя надо отметить, что запчасти для «сотки» не из дешевых — та же помпа стоит более $200). А стартер (цена нового $300—500 в зависимости от производителя) в большинстве случаев можно отремонтировать, истратив менее $100.
Клиренс можно изменять
Система полного привода «сотки» вне зависимости от модификации очень надежна. Особенно если автомобиль эксплуатируется главным образом в городе и с соблюдением элементарных правил. Например, очень не рекомендуется долго ездить с включенными блокировками дифференциалов (но даже при таком варварском обращении трансмиссия проработает очень долго). Также нужно помнить, что крестовины карданных валов надо смазывать каждые 10 тыс. км. Тогда их хватит даже на 150 тыс. км (замена каждой крестовины на фирменной СТО обойдется примерно в $100). Кстати, желательно следить за мастерами, чтобы они не забыли во время очередного техобслуживания прочистить сапун в заднем мосту, иначе могут потечь сальники полуосей (но даже эта проблема решается за $100). Пожалуй, единственным слабым местом Land Cruiser 100 мастера называют передний редуктор, способный выйти из строя даже при достаточно спокойной эксплуатации (ремонт в этом случае стоит $1000—1500). Но неприятности с редукторами характерны лишь для машин первого года выпуска, затем их конструкция стала намного надежнее.
Некоторые версии Toyota Land Cruiser 100 VX оснащены очень комфортной пневматической подвеской с возможностью регулировки дорожного просвета и жесткости. При выключенном двигателе автоматика опускает подвеску на 50 мм для удобства посадки, а стоит только набрать скорость более 5 км/ч, как машина вновь поднимется до положения «норма» (220 мм). Мало того, электроника при необходимости увеличивает дорожный просвет автомобиля до 270 мм. Причем, если есть желание, подвеску можно регулировать и вручную.
Пневматика на удивление довольно надежна, однако после 100—150 тыс. км пробега с ней могут начаться проблемы. А их решение обычно стоит очень серьезных средств — восстановление «убитой» пневматической системы может потребовать более $1500! Так что проверке таких «навороченных» автомобилей надо уделять особое внимание. Конечно, при покупке следует осматривать «ходовую» и более простых версий «сотки». Правда, серьезных ремонтов подвеска Land Cruiser 100 требует очень редко. По словам хозяев, при спокойной эксплуатации приходится менять лишь «резинки» переднего стабилизатора каждые 20—60 тыс. км (задние стабилизаторы надежнее). Но за эту работу даже на фирменной СТО возьмут $20 с учетом запчастей. Более-менее серьезные траты предстоят лишь после 100—150 тыс. км — приходит время смены нижних рычагов и амортизаторов. Оригинальные рычаги стоят по $250—400, а вот с амортизаторами намного легче — даже с учетом работ можно уложиться меньше чем в $100 за штуку. Иногда возникает необходимость в переборке рулевой рейки, но в данном случае затраты не будут слишком разорительными — $200—300.
А вот тормоза чуть подкачали — при частом резком торможении их легко перегреть и покоробить. Но в любом случае диски рассчитаны на 1,5—2 года. А они довольно дорогие — около $200 за штуку. Также нужно на каждом ТО прочищать механизм стояночного тормоза.
ЭКСКУРС
Дальним родственником Toyota Land Cruiser 100, конечно, можно назвать американский Jeep, ведь именно этот автомобиль начали выпускать японцы по лицензии в своей разрушенной войной стране. Но «прабабушкой» сотой серии все же считается модель, которую сейчас принято называть Land Cruiser 60-й серии. Инженеры «Toyota» еще в 1976 году приступили к созданию большого внедорожника с комфортом легкового универсала. Однако дебют модели состоялся лишь в 1980 году. Этот автомобиль оснащали как бензиновыми, так и дизельными двигателями. Кроме того, на 60-ю серию в 1984 году стали ставить автоматическую трансмиссию — до этого момента все японские внедорожники оснащались механической коробкой передач.
В 1989 году, после нескольких модернизаций, производство Land Cruiser 60-й серии свернули. На смену пришла новая 80-я серия. Автомобиль стал намного комфортнее своего предшественника, а также получил очень современный по тем временам дизайн, актуальный до сих пор. Именно начиная с Toyota Land Cruiser 80 японские внедорожники перестали восприниматься исключительно как утилитарные средства передвижения по лесам и полям. На 80-й модели можно было совершенно спокойно ездить и в городе (особенно в роскошной версии VX). Toyota Land Cruiser 80 оснащали бензиновым 6-цилиндровым двигателем объемом 4,5 л, в карбюраторном варианте выдававшим 197 л.с., а при наличии системы впрыска — 205 л.с. или 215 л.с. Было несколько вариантов и дизеля объемом 4,2 л. Его атмосферная версия развивала 136 л.с., а турбированная 167 л.с. или 170 л.с.
В самом конце 1997 года на токийском автосалоне был показан новый роскошный внедорожник Toyota Land Cruiser 100, продажи которого начались в 1998 году. Автомобиль, как и раньше, имел несколько модификаций, однако на сей раз самая дорогая версия VX отличалась от более простых комплектаций не только наличием самых мощных моторов и богатой отделкой салона, но и независимой подвеской (у других машин она была зависимой, как на 80-й серии).
Toyota Land Cruiser 100 оснащали бензиновыми двигателями V6 и V8 объемом 4,5 и 4,7 л соответственно, а также дизелем объемом 4,2 л мощностью 131 л.с. в атмосферном варианте, 204 л.с. с турбонаддувом и даже 250 л.с. с двойной турбиной.
В 2002 году Toyota Land Cruiser 100 модернизировали. Автомобиль не претерпел каких-либо значительных изменений, хотя можно отметить появление новых фар, бамперов, решетки радиатора и несколько иное оформление салона.
ПРИМЕРКА
Toyota Land Cruiser 100 в версии VX с дизельным двигателем объемом 4,2 л мощностью 204 л.с. был выпущен в 1999 году. Автомобиль имеет очень богатую комплектацию, включающую кожаный салон, полный электропакет и пр. Есть даже пневматическая подвеска, позволяющая изменять дорожный просвет! Машина находится в России уже почти 1,5 года. Сразу после покупки владелец сделал необходимое техобслуживание, заменил во всех узлах масло, ремень ГРМ, установил новые тормозные колодки и втулки стабилизатора.
Автомобиль в основном эксплуатируется в городе, но по выходным Land Cruiser 100 вывозит своего хозяина на природу. Хотя, по словам самого водителя, на действительно серьезное бездорожье он еще никогда не попадал.
За время «жизни» в российских условиях автомобиль ни разу не ломался. Из ремонтов стоит отметить лишь замену пневматических элементов в задней подвеске. Хотя поволноваться за свою судьбу Land Cruiser 100 все же заставил. В прошлом году его пытались украсть, однако владельцу повезло — сработала сигнализация, с которой грабители не справились, а на удачу рядом проезжал милицейский патруль. Работники правопорядка спасли внедорожник и даже задержали преступников. Сейчас машина продается за $37 000.
© МКмобиль
30.05.2005