За свою более чем полувековую историю Land Cruiser стал самым продаваемым SUV в мире. Предыдущее поколение модели снискало популярность у эстрадных звезд и депутатов, бизнесменов и чиновников, милиционеров и просто состоятельных людей. «Сотка» долгое время оставалась любимым автомобилем дилеров, поскольку продавалась легко и практически не вызывала нареканий. Владельцы Toyota Land Cruiser, за редчайшим исключением, всегда были довольны своим авто, и с нетерпением ждали появления «двухсотого». Toyota, меж тем, сохраняла интригу вокруг нового поколения LC почти два года, периодически подогревая интерес фотографиями. Наконец, Land Cruiser 200 вышел на рынки — вначале на японский, а затем, в декабре, на российский. И не случайно: Россия лидирует в Европе по объемам продаж этой модели. Практически одновременно с приходом первых машин в дилерские центры журналистам предложили опробовать внедорожник в деле, для чего пригласили на «самый лунный» (так его называют) из Канарских островов — Фуертовентура.
«Лунный» потому, что пейзаж этого небольшого клочка суши в Атлантическом океане весьма напоминает поверхность естественного спутника Земли. Здесь практически нет растительности, зато много камня и песчаных пляжей, уходящих за линию горизонта. Именно Фуертовентура занесен в список наиболее охраняемых мировым сообществом территорий, и поговаривают даже, что остров этот когда-то был частью канувшей в Лету Атлантиды. Так это или нет — достоверно не известно, но для испытаний «двухсотого» Land Cruiser «лунный уголок» на Земле подошел отлично.
Мастодонт
Чтобы увериться в могучести этого автомобиля, достаточно одного взгляда — сомнений в его способностях не остается. Хочу заметить при этом, что «вживую» он выглядит лучше, чем на фото. Особой революции в дизайне экстерьера по сравнению с предыдущим поколением модели не произошло, что скорее к лучшему. Но новый фирменный стиль — слегка выступающая вперед и словно растекающаяся от встречного ветра по крыльям передняя светотехника, выразительная, отделанная хромом решетка радиатора и целый ряд других элементов — превращает Land Cruiser 200 в большое «дитя своего времени». Своим внешним видом он, пожалуй, не оскорбит взгляд поклонника внедорожников еще долгие годы. Без сомнений, «двухсотый» выглядит внушительнее «сотки». И то сказать: длина Land Cruiser выросла до 4950 мм (+60 мм) при неизменной колесной базе 2850 мм. Высота же достигает 1910 мм, а в ширину кузов «раздался» на 30 мм.
Четкие линии кузова с ярко выраженным плечевым поясом, большие окна, усиливающие ощущение простора внутри салона, массивные передние и задние крылья подчеркивают мощь. В силуэте нового Land Cruiser 200 явно просматриваются линии и элементы, характерные для всего семейства внедорожников Toyota. Взять хотя бы форму задних фонарей. Кстати, для улучшения яркости свечения в них используются светодиоды (LED).
Хотя именно корма вызвала наибольшие споры в стане коллег. Но не думаю, что она способна смутить потребителя. К тому же ее восприятие облегчает задний спойлер на крыше, окрашенный в цвет кузова. Он не только улучшает аэродинамику, но и повышает топливную экономичность. Разделенная по горизонтали дверь багажного отделения облегчает его загрузку/разгрузку. Объем багажного отсека варьируется в пределах от 0,259 до 1,267 кубометра. Тут к месту упомянуть, что, благодаря подросшим габаритным размерам автомобиль обзавелся третьим рядом сидений.
В нем «всего больше»
Это, пожалуй, превалирующее ощущение от пребывания в салоне: здесь всего больше — и сидений, и пространства, и функциональности; и здесь теперь все больше — и цифры, и клавиши, и рукоятки. Интерьер изменился кардинально, он стал более дорогим, стильным и одновременно удобным. Используемые в отделке декоративные вставки «под дерево» и «под хром» подчеркивают респектабельность автомобиля. Дизайнеры использовали два основных тона — темный на приборной панели и для декоративных накладок, более светлый — в обивке сидений.
Перед глазами водителя — новая комбинация приборов с фирменной системой подсветки Optitron. Для улучшения восприятия размер основных указателей увеличен, а необходимые для внедорожника вспомогательные индикаторы расположены по центру, между тахометром и спидометром. Дизайн рулевого колеса фактически остался прежним, но расположенные на нем переключатели увеличились в размерах. Рулевая колонка теперь регулируется как по высоте, так и по вылету. Основные органы управления — рукоять селектора АКП, клавиши и кнопки, а также ручки дверей тоже стали больше. Да и на ощупь они приятней — качество материалов, из которых они изготовлены, высоко. Аудиосистема звучит отменно, за что следует поблагодарить компанию Pioneer.
На водительском месте удобно. Сиденье радует широким диапазоном электрических регулировок с возможностью менять степень поясничного подпора. К эргономике в целом — вообще никаких нареканий. Кнопок внутри, конечно, не мало, но разобраться в предназначении каждой можно без труда. К тому же большой цветной монитор — сенсорный, управление основными функциями автомобиля осуществляется простым прикосновением к экрану. Причем навигационная система, теперь доступная и в России, работает без диска — карты хранятся на специальном винчестере, что практически полностью исключает ее «задумчивость».
Land Cruiser 200 оснащается новой, полностью автоматической четырехзонной цифровой системой управления климат-контролем. Задние пассажиры могут подстраивать систему при помощи отдельной панели, расположенной в торце центральной консоли. И в передней, и в задней части салона расположены по 14 воздуховодов, предназначенных для регулировки температуры поступающего воздуха: они могут управляться как в ручном режиме, так и автоматически.
Сиденья второго ряда разделены в соотношении 40:20:40, причем центральная часть «дивана» имеет независимую спинку со встроенным подголовником. Все три кресла могут быть сдвинуты назад или вперед на 105 мм, регулируя, таким образом, пространство для ног пассажиров третьего ряда сидений. Также возможна регулировка угла наклона спинок. Более того, все три сиденья могут откидываться вперед, высвобождая максимальное пространство для поклажи, а кресло позади переднего пассажира можно сложить одним движением — достаточно потянуть за рычаг, высвободив фиксатор на полу. Два индивидуальных сиденья третьего ряда для взрослых легко аккуратно сложить вдоль стенок багажного отделения и зафиксировать. Ну, а теперь пора нажать кнопку, чтобы запустить двигатель.
Умная мощь
Рамных внедорожников становится все меньше, и потому особенно приятно, что Land Cruiser 200 остался в их числе. Хотя перед разработчиками «двухсотого» стояла непростая задача: создать нечто еще более «премиальное», чем «сотка», но не лишить при этом автомобиль всех преимуществ настоящего «проходимца». Поскольку конструкция кузова нового Land Cruiser изменилась по сравнению с предыдущим поколением внедорожника, в соответствии с его характеристиками спроектировали и создали новую раму, отличающуюся высокой прочностью и жесткостью. Для этого конструкторы увеличили высоту и ширину поперечного сечения балок, а также использовали сталь с высокой прочностью на растяжение. Поперечные балки изготовлены по новой технологии гидроформования, что позволило повысить надежность их соединения с боковыми балками и улучшить общую жесткость конструкции. Новая рама в 1,4 раза лучше сопротивляется кручению, и в 1,2 раза успешнее — изгибу по сравнению с Land Cruiser предыдущего поколения. В дополнение был использован облегченный подрамник передней подвески, а опоры пружин усилены. В итоге Land Cruiser 200 — по-прежнему крепкий рамный SUV, со всеми атрибутами настоящего покорителя бездорожья, что и было проверено в «лунных кратерах».
Признаться, поначалу я был несколько расстроен тем, что большая часть тест-драйва представляла собой передвижение конвоем с инструктором впереди. Однако, когда небольшой участок асфальта по пути из гостиницы закончился, стало понятно, почему было принято столь непопулярное среди журналистов решение. Просто организаторы заботились даже не столько о сохранности автомобилей, сколько о нашей безопасности. Когда вы сначала взбираетесь на гору, а потом, по узкому каменистому хребту перебираетесь на другую возвышенность, проводник просто жизненно необходим. Слева — пропасть, справа — пропасть, в вашем распоряжении лишь 2,5-метровая «полоса жизни». Впечатляет!
Но стоило спуститься с горы, как мы попали на небольшой полигон, где предлагалось испытать машину «по максимуму». Вот здесь как раз и стало понятно, почему на смену торсионам пришли цилиндрические винтовые пружины, а основой конструкции подвески стали двойные поперечные рычаги и расположенные под углом пружины. Именно такая схема с большим клиренсом (230 мм спереди и 240 мм сзади) и короткими свесами кузова обеспечивают Land Cruiser 200 способность преодолевать самое суровое бездорожье. Максимальный угол въезда равен 32°, максимальный угол съезда — 25?. Угол рампы составляет 24°. Привод, естественно, постоянный полный, и в его основе межосевой дифференциал повышенного трения Torsen, установленный непосредственно в 2-ступенчатой раздаточной коробке. При движении по прямой на сухом покрытии крутящий момент распределяется в соотношении 40/60 между передней и задней осью, соответственно. В зависимости от качества дорожного покрытия и ситуации, на переднюю ось может передаваться до 60%, а на заднюю — до 70% момента.
Конструкция системы переключения раздаточной коробки была полностью изменена в целях повышения эффективности ее работы и удобства в эксплуатации. Переключение режима движения с Н4 на L4, которое можно произвести на скорости автомобиля до 5 км/ч, осуществляется с помощью простого поворотного переключателя, расположенного на центральной консоли. Здесь же кнопка, при помощи которой происходит блокировка (или разблокировка) межосевого дифференциала, что помогает Land Cruiser 200 при движении по особенно скользким поверхностям.
Однако вернемся к полигону и, чтобы не описывать все этапы испытаний, а их было немало, расскажу о самом экстремальном. Представьте себе гору камней высотой под два метра, для заезда на которую предлагается каменная же «лестница», а точнее — несколько наваленных булыжников. Когда подъезжаешь к этому препятствию, становится страшно — высота «горы» больше, чем высота самого автомобиля. Инструктор, а только им доверили продемонстрировать этот элемент «высшего off-road», представляется в первый момент сумасшедшим. Он включает систему Crawl Control (о принципе ее работы — чуть ниже) и продолжает ехать вперед. Кажется, сейчас нос упрется в каменную глыбу, и машина остановится. Но нет! Сначала правое, а затем левое колесо каким-то неведомым образом, чуть пробуксововая, взбирается на первый булыжник. На лице инструктора улыбка — он даже не трогает педали, а лишь крутит баранку, явно наслаждаясь произведенным эффектом. А Land Cruiser знай себе, ползет дальше. Передние колеса уже на вершине, а задние только добрались до первых камней. Черт, сейчас же встанем или повиснем на раме! Ничего подобного, несмотря на то, что я уже не сижу в сиденье, а лежу на нем. С немыслимым упорством автомобиль буквально вскарабкивается на вершину, чуть чиркнув правым порогом. Невероятно!
Не думаю, что такое упражнение было бы возможно без системы Crawl Control. Либо потребовались бы многие дни рискованных тренировок. Система входит в базовую комплектацию бензиновых версий Land Cruiser. Именно она на бездорожье автоматически регулирует мощность двигателя и давление в гидравлическом приводе тормозной системы, поддерживая постоянную скорость от 1 до 5 км/час. Водителю необходимо только вращать рулевое колесо и следить за направлением движения — система не допустит пробуксовки колес или заноса. Переключатель Crawl Control может быть установлен в одно из трех положений — LO/MID/HI, что соответствует скоростям движения в 1, 3 или 5 км/час — для выбора оптимальной для конкретных условий скорости. Например, положение LO предназначено для движения по самым неровным горным поверхностям, а положение HI будет более удобным при передвижении по песчаным дюнам, гравию или по траве. Логика управления Crawl Control разрабатывалась настоящими экспертами, что заметно сразу. Чуть позже я и сам попробовал форсировать несколько склонов, и понял, что не только на спусках она поддерживает заданную скорость, но и на подъемах Crawl Control самостоятельно «добавляет газку», чтобы проехать в заданном водителем направлении. Меня так и подмывало упереться носом во что-нибудь большое и тяжелое, чтобы посмотреть, как в таком случае поступит Crawl Control. Но делать я этого не стал, поскольку сразу понял — колеса будут крутиться и притормаживаться, вопрос лишь в том — сколько продержится передний бампер.
Но не только в больших ходах подвесок и наличии Crawl Control залог потрясающей проходимости Land Cruiser 200. Немаловажную роль играет новая система управления подвеской — KDSS. В зависимости от типа дорожного покрытия она автоматически изменяет характеристики передних и задних стабилизаторов поперечной устойчивости: при движении по ровным дорогам система работает постоянно, а при съезде на бездорожье она автоматически отключает оба стабилизатора. Блокировка и разблокировка осуществляется с помощью гидроцилиндров. В случае одностороннего крена при движении по ровной дороге в гидроцилиндрах, соединенных трубопроводами, поддерживается постоянное давление. Это позволяет стабилизаторам работать в обычном режиме, ограничивая крен кузова на приемлемом уровне. Однако, при перекрещивании осей, что обычно происходит во время движения по бездорожью, давление в гидравлической системе падает, и стабилизаторы отключаются. В результате полный ход подвески осуществляется без всякого противодействия — при этом обеспечивается хорошее сцепление колес с поверхностью, плавность хода, устойчивость и высокая проходимость.
В обычных условиях
Но как автомобиль ведет себя на асфальте? Я узнал это вначале на бензиновой версии с модифицированным 4,7-литровым V8. Агрегатируется этот мотор исключительно с 5-ступенчатой АКП и, по чести сказать, обладает довольно ровными характеристиками. Ускорение уверенное и напористое, хотя динамики спорткара ожидать не стоит. В поворотах чувствуется работа уже упомянутой системы KDSS, которая «затягивает» стабилизаторы, снижая крены кузова. Конечно, чуда не происходит, если ехать откровенно быстро, то крены весьма ощутимы. Однако они заметно меньше, чем у прежнего поколения Land Cruiser. Но я все же не рекомендовал бы доходить «до предела». В таких режимах сразу ощущается тяжеловесность автомобиля и высокий центр тяжести. Например, когда в некоторых поворотах «на грани» приходилось чуть притормаживать или доворачивать, Land Cruiser ощутимо приседал на переднее, наиболее загруженное колесо, а порой стремился уйти всем кузовом наружу виража. Благо система стабилизации работала четко, быстро корректируя положение кузова и стабилизируя его. Но, опять же повторюсь, при размеренной езде Land Cruiser 200 — это очень комфортный и «прозрачный» в управлении автомобиль.
Теперь несколько слов о новом 8-цилиндровом турбодизеле рабочим объемом 4,5 л с топливной системой Common Rail. Этот мотор агрегатируется исключительно с 6-ступенчатой АКП, и именно он заменил прежний 4,2-литровый двигатель TD L6. По сравнению с ним мощность возросла на 40%, а крутящий момент — на 50%. Блок цилиндров нового дизельного мотора отлит из уплотненного серого чугуна, что способствовало увеличению его прочности (на 75% по сравнению с дизельным двигателем предыдущего поколения). При этом масса блока уменьшилась на 30%, что улучшило топливную экономичность, баланс нагрузки по осям и управляемость. Правда, по причине плохого качества нашей солярки, российские версии обладают чуть меньшей мощностью — 235 л.с. вместо 286 для европейцев и, соответственно, чуть меньшим моментом — 615 Нм вместо положенных 650. Однако спешу заверить, что даже «усеченный» вариант весьма быстр. Land Cruiser 200 с таким мотором даже динамичнее бензинового собрата.
Дождались
У меня нет сомнений в том, что Toyota Land Cruiser 200 будет пользоваться спросом у россиян. Я совсем не удивлюсь, если именно Россия станет крупнейшим рынком сбыта в Европе для восьмого по счету поколения этого автомобиля, как было с «соткой». В этом году в Старом Свете планируется реализовать около 18 000 машин, из которых 9500 предназначены для России. Едва ли поклонника марки испугает и цена — 2 млн 200 тысяч рублей за бензиновую модификацию с полным перечнем возможного оборудования, и 2 212 000 — за дизельную версию.
© АвтоИзвестия
#24-2007