Достоинства этой машины сложно оценить с первого взгляда. Они проявляются только в процессе эксплуатации Toyota Camry.
Модель последнего поколения (в народе - "Camry в двадцатом кузове") дебютировала в 1997 году и выпускается по сей день. Автомобиль пользуется огромным успехом в Америке, а вот в России как-то не снискал должной популярности. Объясняется это прежде всего безликой, откровенно американизированной внешностью. Кузов с минимумом наружной отделки воспринимается вытесанным из деревянного бруска. Даже передняя и задняя светотехника присутствует на нем, кажется, только из-за того, что это обязательное для автомобиля условие. Дополняет картину зрительной дешевизны незатейливый салон из светло-серого или кофейно-коричневого (опять же в угоду вкусам янки) пластика. Ощущение такое, будто сидишь просто в большой "Королле".
ОБМАН ЗРЕНИЯ.
Тем не менее перегонщики, специализирующиеся на "трехлетках", считают новый Camry весьма выгодным товаром. Автомобиль, как правило, "уходит" без длительных торгов и уговоров: пришел, посмотрел, проверил документы, техническое состояние и - деньги на бочку. Дело в том, что эту машину покупают в основном те, кто поездил на предыдущей Camry, выпускавшейся в 1991-1996 годах, или на других моделях Toyota. Главный "козырь" машин этой марки парадоксальный: на ходу они воспринимаются гораздо "солиднее" и "приятнее", чем выглядят снаружи. И Camry - не исключение. Машина поражает великолепной плавностью хода и шумоизоляцией.
А подвеска? Не расхлябанно-валкая и не жесткая, она глотает выбоины с мягкостью и упругостью кошачьих лап. Чтобы понять, насколько приятно едет Camry, представьте себе переднеприводный Mercedes Е-Klasse. А еще знающие люди ценят Camry за феноменальную надежность и выносливость.
РОДОСЛОВНАЯ.
Прежде чем приступить к поиску машины, следует учесть, что Camry продается на многих рынках - европейском, североамериканском и ближневосточном ("праворульные" регионы не в счет). Россия относится к европейскому, так что и система послепродажной поддержки автомобилей (сервис, запчасти) ориентирована на евроспецификацию. Впрочем, быстро доставить "неевропейскую" запчасть или пройти техосмотр со светотехникой американского стандарта сегодня - не проблема. Главное - машины в американской и арабской версиях в свое время ввозили не потому, что они чем-то лучше "европеек", а чтобы сэкономить, в том числе и на таможне. Посему среди "американок" и "эмираток", ввезенных в Россию новыми, практически нет машин, растаможенных с полной уплатой установленных платежей. Не исключено, что однажды государство вежливо попросит доплатить.
Итак, ищем Camry в европейской спецификации. Сразу можете исключить из кандидатов модели с американским (VIN начинается с "4Т") и австралийским ("6Т") "прошлым". Рассматривать можно только изготовленные в Японии автомобили, о чем свидетельствует VIN-номер, начинающийся с "JT". В этом случае американскую версию можно выявить по размеченному в милях спидометру и отсутствию значка евростандарта (буква Е с цифрой в кружочке) на стеклах светотехники. Ну а признаком ближневосточной спецификации является надпись арабской вязью на зеркалах заднего вида и различных инструкциях-предупреждениях под капотом. И все же самый верный способ выяснить "родословную" - переписать все данные с подкапотной идентификационной таблички и показать их сотруднику отдела запчастей в любом авторизованном "тойотовском" техцентре.
РАССМОТРЮ ВАРИАНТЫ...
Camry последнего поколения можно купить только с кузовом "седан" - "универсал" ушел в прошлое вместе с предыдущей моделью. Поэтому выбирать придется, по большому счету, только двигатель: четырехцилиндровый объемом 2,2 л либо трехлитровый V6. Даже КПП - ручную или автоматическую - можно получить лишь при условии четырехцилиндрового мотора, а мощный V6 однозначно приговаривает к "автомату". Минимальная и максимальная комплектации настолько близки, что принципиально различаются только обивкой салона: велюр или кожа. На трехлитровых машинах встречаются оба варианта, а более скромный "два и два" обычно подразумевает велюр. В кожаном салоне передние кресла снабжены электроприводом и, как правило, обогревом, а для "велюровой" комплектации это опции. Кстати, проверьте работу обогрева сидений, особенно водительского. Если "филейная" часть тела ничего не ощущает - значит, придется заменить нагревательный элемент в подушке, который стоит $211. Пожалуй, это единственная характерная болячка в электрооборудовании. Еще машина может оказаться с люком в крыше или без него; с двумя или четырьмя подушками безопасности. Остальные средства обеспечения комфорта - электропакет и автоматический климат-контроль - вы получите гарантированно.
На рынке присутствуют как привезенные из-за границы экземпляры, так и те, что все свои километры намотали по России. На сегодняшний день средний пробег машин составляет 80-120 тыс. км, и большинство из них находится в хорошем состоянии. Тем не менее не забывайте, что три года или 100 000 км пробега - это первый переходный возраст для Camry, когда требуется замена всех технических жидкостей и многих расходных деталей. Поэтому многие владельцы, зная, что машину скоро продавать, игнорируют выполнение предписаний. Особенно грешат этим прижимистые европейцы. Соответственно, полная ревизия машины на фирменном техцентре перед покупкой обязательна.
СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ О ДВУХ БРАТЬЯХ.
Четырехцилиндровый двигатель модели "5S-FE" отлично зарекомендовал себя еще на предыдущей Camry. Помимо регламентной замены масла и фильтров, он будет требовать довольно частой замены свечей, для которых пробег в 20 000 км на нашем бензине - рекорд. Кстати, масло в свечных колодцах (встречается очень редко) - не повод для паники. Течь устраняется элементарной посадкой колодцев на герметик.
Остальные работы по обслуживанию мотора минимальны. Например, ремень ГРМ меняется только через 100 тысяч км ($160 с работой), причем первый раз без привычной в этом случае замены роликов. При повторном обновлении ремня помимо пары роликов ($125) наверняка потребуют замены водяная помпа ($205), а также передний сальник коленвала и сальник распредвала ($12).
Трехлитровый V6 модели "1MZ-FE" по характеристикам и внешнему виду является почти копией трехлитрового мотора предыдущей Camry, склонного к перегреву и прогару прокладок головок блока. Но не зря двигателю был присвоен новый индекс - его конструкция изменена, и он полностью лишен этого недостатка.
Все, что сказано про обслуживание четырехцилиндрового двигателя, справедливо и для шестицилиндрового, за исключением того, что свечи с платиновым напылением электрода, применяемые на V6, служат 40-50 тыс. км. Столь редкая необходимость замены полностью оправдывает более высокую стоимость "платиновых" свечей - $12 за штуку, а не $3. Рассказ о моторах получился предельно скупым. А как же мелкие пакости системы питания и управления двигателем, ставшие в наших условиях нормой? Ну, не "летят" на моторах Camry бензонасосы, форсунки, различные датчики и высоковольтные провода. В них даже гидрокомпенсаторы клапанов никогда не стучат - потому что их просто нет. Обе коробки передач абсолютно беспроблемные при условии замены в них масла через 40 000 км. На автомобилях, оснащенных "механикой", сцепление при правильной эксплуатации служит порядка 150 000 км. Правда, оригинальный комплект сцепления (менять лучше в сборе), как и все японские запчасти, недешев - $335.
КАК ЗДОРОВЬЕ? НЕ ДОЖДЕТЕСЬ.
Единственное слабое место в подвеске - чашки верхних опор передних амортизаторов на машинах до 1999 года выпуска. Они выходят из строя уже на 20-30 тыс. км и начинают противно стучать при проезде выбоин. Новые чашки с подшипниками и подкладками под пружины стоят $312, а на их замену отводится три нормо-часа.
Если вопрос с чашками закрыт, то через каждые 30 000 км вам предстоит менять резиновые втулки стабилизатора (затраты копеечные) и примерно раз в два года оживлять закисшие от соли и грязи тормозные суппорты - как правило, передние. Дорожная соль также намертво прихватывает болты-эксцентрики, регулирующие углы установки задних колес. Поэтому, если предстоит ехать на "схождение-развал", пару болтов лучше купить заранее. Жизнь тормозных дисков сильно зависит от стиля езды, но передние служат 60-100 тыс. км, а задние - в полтора раза дольше. В среднем на 100 тыс. км хватает амортизаторов и стоек стабилизаторов.
Остальные детали - рулевые тяги и их наконечники, шаровые опоры и передние рычаги с сайлентблоками, все шесть реактивных тяг задней подвески - остаются родными на машинах даже с пробегом 150-170 тыс. км, если не было нештатных ситуаций. По опыту предыдущей Camry (машин последнего поколения с таким пробегом пока нет), серьезные "болезни" появляются примерно к двумстам тысячам... Заметьте, по нашим дорогам! Следовательно, если взять машину с реальным на сегодняшний день пробегом в 80-100 тыс. км по Европе, то у вас в запасе остается еще 120-140 тыс., перед тем как "доверить" крупные траты следующему покупателю.
© Автопилот
Сентябрь 2001