Так называемые «паркетные» внедорожники придумала не Toyota — пальма первенства принадлежит, пожалуй, Suzuki. Однако именно в Тойота-сити этот класс довели до совершенства. В Женеве'94 дебютировал RAV4, который произвел настоящую сенсацию среди поклонников моделей для активного отдыха. Но почивать на лаврах — смерти подобно, поэтому не устаревший, по большому счету, ни морально, ни технически автомобиль отправили на покой.
На сей раз японцы обошлись без революционных решений. Идеологически новый RAV4 повторяет предшественника, на что однозначно указывает и оставшееся прежним название, представляющее аббревиатуру от Recreational Active Vehicle — «автомобиль для активного отдыха». Принципиально не изменилась и архитектура кузова, что особенно заметно на трехдверной модели с ее характерной центральной стойкой крыши. Но благодаря массивному переднему бамперу с большим воздухозаборником и встроенными противотуманками и трапециидальным, заходящим на капот фарам, машина выглядит агрессивнее. А сзади еще и гораздо элегантнее — раньше дело портила запаска, теперь же она заключена в изящный кожух и «утоплена» в вырез в бампере.
Первый RAV4 лично у меня вызывал ассоциации с котенком; второе поколение — это скорее тигренок, не только из-за дизайна, но и из-за возросших габаритов.
В салоне гены RAV4 выдает комбинация приборов, получивших белые циферблаты и одинокий, как перст указующий, рычаг КПП. Внедорожные возможности автомобиля ограничены, «покорять пространство вместе», как предлагает реклама Land Cruiser, проблематично, но об этом ниже. Здесь же отметим, что и в интерьере добавилось агрессивности, — спасибо трехспицевому рулю и частично оправленной алюминием центральной консоли с крупными кнопками и рукоятками, манипулировать которыми на редкость удобно. По-прежнему благодаря высокой, почти как в минивэне, посадке обзорность безупречна, а поскольку база подросла, увеличился и горизонтальный диапазон регулировки сидений, причем без ущемления «прав» задних пассажиров. Другое дело, что сзади с комфортом смогут разместиться только двое, да и багажник при установленных по-походному сиденьях маловат. Но это зло для компактных моделей неистребимое. В целом же новый RAV4 и внутри тоже изменился «в тигриную» сторону, но ведь «усатый-полосатый» не только грациозен, у него еще и когти не в пример кошачьим. А в этом плане есть очень приятные новшества.
Самое существенное, что и 1,8-литровый, и 2,0-литровый двигатели теперь с изменяемыми фазами газораспределения. Система уже не откровение, что отнюдь не умаляет ее достоинств, главное из которых — редкостная гибкость моторов. На автобанах с III на V передачу переходишь скорее по привычке, чем по необходимости. Кроме того, отсутствие демультипликатора, похоже, позволило сблизить первые передачи, что добавило момента «на низах».
Второй существенный момент — управляемость. RAV4 и раньше называли «funny car to drive», а после того как подвески (McPherson впереди и двухрычажная независимая сзади) получили внушительные стабилизаторы поперечной устойчивости, ездить по горным серпантинам можно «без руля», полагаясь на работу педалью газа. Более того, сам я на такой подвиг не отважился, но коллега, в прошлом профессиональный испытатель, запросто управлял машиной... коленом (правда, на невысокой скорости). Производительность у гидроусилителя действительно переменная и дающая точное представление о том, каковы «взаимоотношения» колес с дорогой. О качестве тормозов распространяться смысла нет, уж если эту проблему решили на АвтоВАЗе... Отметим только умную АБС, «не встревающую» в действия водителя без необходимости. Единственное, что не совсем ясно, почему на пятидверном исполнении все тормоза дисковые, а на трехдверном сзади используются барабаны. Впрочем, устаревшая схема никак себя реально не проявила, возможно, потому, что удачно дополнена электроникой, в том числе и системой распределения тормозного усилия по осям.
На дорогах общего пользования Toyota RAV4 проявила себя молодцом, возникла даже аналогия с образцовым SUVом Subaru Forester (понимаю, что такое сравнение может кому-то показаться крамольным). Вот только внедорожные способности... Вообще-то, найти в окрестностях Мюнхена что-нибудь похожее на бездорожье посложнее, чем под Урюпинском — кусок автобана. Подозреваю, тойотовцы не случайно выбрали пасторальную Баварию для первого знакомства с новым «паркетником» — помнится, Land Cruiser они дали помучить по полной программе. Впрочем, я далек от того, чтобы кидать в японцев камень, ведь даже беглое знакомство с трансмиссией показывает, что RAV4 остался плейбоем. Достаточно сказать, что с 1,8-литровым двигателем он чисто переднеприводный. А с 2,0-литровым, вне зависимости от типа коробки, крутящий момент перераспределяется через вискомуфту по осям поровну — и все. Даже задний дифференциал ограниченного трения Torsen является опцией. В общем, покатались в первый день по гравийным дорожкам (мне бы такую к даче), форсировали речушку, о которой у нас говорят, что она курице по колено, — и поехали в гостиницу. И не было бы счастья, да несчастье помогло — рано утром разразилась такая гроза, что закрались мысли о конце света.
В отличие от Москвы, ливневая канализация в Германии функционирует идеально, в городе мы не утонули. Зато, свернув на, повторюсь, ухоженный лесной проселок, уткнулись в самую натуральную кабанью засидку, напротив которой оказалась лужа, по всем параметрам не уступающая воспетой Гоголем миргородской. Кинули монетку, орел — ну ее к Богу, решка — рискнем заехать хотя бы одним боком. Ясный перец, выпала решка, а против судьбы не попрешь. Надеясь на лучшее, но рассчитывая на худшее, въехали в этот, так сказать, природный катаклизм — и так же спокойно выехали! Четырьмя «лаптями» соваться, правда, не рискнули. Впрочем, в здравом уме подобное препятствие ни один владелец RAV4 форсировать не станет. Однако совершенно ясно, что при минимальной осторожности хозяин может на этой машине и на рыбалку съездить, и на кабана — если не в тайгу, конечно.
Но скорее всего до «душегубства» дело не дойдет — большинство «равиков» предыдущего поколения принадлежало женщинам. В этом году Toyota планирует осчастливить 250-300 наших соотечественников. Стоить RAV 4 должен за 30 000 долларов — не так уж и мало, хотя как считать, ведь общее число продаж планируется на уровне 40 000 штук. Остается только позавидовать американцам, у которых машина будет продаваться максимум по 25 000 долларов.
© Автомобили
Август 2000