CarExpert.ru: Автомобили мира
CarExpert.ru

ВАЗ 2101

ВАЗ 2101

 


История "копейки": Fiat, КГБ и кредитные игры

CarExpert.ru 28.06.2020

ВАЗ 2101

Сергей Волков



Конец шестидесятых годов ХХ века. Американцы высаживаются на Луне. Рок-музыка рвет мировые чарты. Разгорается сексуальная революция. Пандемия гонконгского гриппа уносит миллионы жизней. А в СССР готовится к выпуску модель, которая станет одной из важнейших в истории отечественного автопрома. ВАЗ-2101. Удача, которую мы упустили.

Из Италии с любовью

Вначале было слово, и слово это было - Fiat. В 1965 году итальянская марка представила седан с индексом 124, который быстро обрел популярность у массового покупателя. Да, он не блистал изысканным дизайном. Зато в плане простоты и практичности мог дать фору многим конкурентам. Не зря через два года после дебюта журналисты авторитетных европейских изданий присудили ему титул "Автомобиля года".

Прототип ВАЗ-2101 FIAT 124
Прототип ВАЗ-2101 FIAT 124


Симпатичную круглоглазую машинку пожелали выпускать и другие компании. Одним из первых стал испанский SEAT, который приобрел права на выпуск "близнеца" под своей маркой в сходных комплектациях и дизайне. Эти седаны быстро разлетелись по всему Старому Свету.

Засветились они даже в киноклассике. Помните сцену из фильма Антониони "Профессия: репортер", где телепродюсер в Барселоне ловит такси, чтобы догнать героиню Марии Шнайдер? Подъехавшая к нему машина и есть испанская версия Fiat-124.

Одна из первых легковых Kia тоже была перелицованным Fiat 124
Одна из первых легковых Kia тоже была перелицованным Fiat 124


Догнать и перегнать

В шестидесятые спрос на легковушки рос и в СССР. Однако получить заветные "колеса" могли немногие. Даже после организации выпуска "Запорожцев", массовые модели оставались дефицитом. По статистике, один автомобиль приходился примерно на 240 советских граждан. Для сравнения, в США собственную легковушку тогда имел уже каждый третий.

Догнать и перегнать Америку при Брежневе желали не меньше, чем при Хрущеве. Вопрос о создании нового современного автомобильного производства стал ребром. Но с чего начинать? Мнения у партийного руководства разделились.

Некоторые члены ЦК предлагали пойти по накатанной и использовать западные технологии, как это было с первыми "Москвичами" и "Запорожцами". Другие выступили против. Секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов заявил: у нас и своих спецов хватает, поэтому модель должна быть советской.

Испытания первых ВАЗ 2101
Испытания первых ВАЗ 2101


Окончательное решение приняли, чтобы угодить всем - взять автомобиль у капиталистов и сделать его лучше "исходника", поставив на новый, современный конвейер. Инициативу одобрил лично генсек Леонид Брежнев. Так было положено начало ВАЗу.

Не обидели и Устинова. Будущему министру обороны поручили курировать создание автомобильного производства в Ижевске. Среди прочего, завод занялся выпуском "Москвичей" из деталей, поставляемых с АЗЛК. Но это - другая история.

Родина слышит, родина знает

Выбор донора для будущих "Жигулей" оказался нелегким. Здесь была важна не только экономика, но и политика. О том, чтобы копировать Ford или другого "американца", не могло быть и речи. Не прогибаться же перед противником, которому мы недавно обещали показать кузькину мать!

Европейский автопром - другое дело. Благо, крепло сотрудничество с Италией и Францией, где были сильны позиции коммунистических партий. По линии КГБ стало известно, что итальянский премьер Альдо Моро прощупывает почву для совместных экономических проектов с Советским Союзом. А это могло ускорить переговоры по покупке технологий, да и поблажки при кредитовании были бы не лишними.




Важную роль в налаживании контактов сыграл Леонид Колосов, который работал в Риме как собственный корреспондент "Известий" и резидент спецслужб. В своей книге "Разведчик в Вечном городе" он писал, что был лично знаком и с Моро, и с президентом Fiat Витторио Валеттой.

С помощью Колосова удалось устроить визит Валетты в СССР, где и прошли переговоры. Советская сторона пожелала купить лицензию на выпуск трех модификаций Fiat-124. На их основе планировался выпуск ВАЗ с индексами 2101, 2102 и 2103. Итальянцы не возражали. Но со сделкой вышла заминка. Как это часто бывает, все уперлось в финансы.

Кредит недоверия

За лицензию и технологии Fiat попросил гигантскую сумму - 320 миллионов долларов. Деньги СССР планировал взять в кредит. Финансировать проект согласился итальянский государственный банк IMI. Но ставка в 7 процентов никак не устраивала советскую сторону. Это был сущий грабеж - почти на полтора процента дороже, чем средняя стоимость тогдашних международных кредитов.

Сделка оказалась на грани срыва, и в дело снова вступила разведка. Наши агенты в Риме выяснили, что итальянская сторона заинтересована в проекте не меньше СССР, но просто набивает цену. И тогда был пущен слух, что советское руководство уже почти завершило аналогичные переговоры с Renault, причем, на более выгодных условиях.

Испытания
Испытания


Очевидно, "утка" заставила побеспокоиться итальянцев. Банк IMI быстро согласился сбросить цену кредита до приемлемых 5,6 процента. Это экономило СССР десятки миллионов долларов. В августе 1966 года контракт был подписан.

Дело техники

Превращение Fiat в "Жигули" заняло еще более трех лет. Изнеженный итальянец оказался не готов к нашим условиям. Подвеска и кузов рассыпались на ямах, салон не держал тепло зимой, дисковые тормоза забивались грязью, а родной двигатель вообще был признан "бесперспективным" из-за особенностей ГРМ.




Еще до подписания контракта советские эксперты провели тесты Fiat и посоветовали доработать проблемные узлы. Общими усилиями наши и итальянские инженеры внесли в модель более 800 изменений. Подвеска была усилена, клиренс стал выше. Модернизирована трансмиссия и двигатель, дисковые задние тормоза уступили место барабанным.

Удивительно, но даже в части комфорта и безопасности "Жигуль" оказался лучше донора. В салоне появились складные сиденья, которые могли превращаться в спальные места. Ручки дверей были признаны травмоопасными и изменили форму. А еще ВАЗ-2101 получил наружное зеркало заднего вида, которого не было на "исходнике".

ВАЗ-2101 на Волге (Самоквасов)
ВАЗ-2101 на Волге (Самоквасов)


Часть доработок для СССР итальянцы потом использовали на своих Fiat. Кроме того, тесты на советских просторах дали немало информации о поведении машины в экстремальных условиях.

Тем временем для "Жигулей" возводился новый завод. Его заложили в 1967 году в Тольятти. На выбор места тоже повлияла политика. Городок Ставрополь-на-Волге за три года до этого был переименован в честь умершего Пальмиро Тольятти - главы итальянской компартии.

ВАЗ-2101 1975 г. (Демченко)
ВАЗ-2101 1975 г. (Демченко)


Первые экземпляры ВАЗ-2101 сошли с конвейера в апреле 1970 года, ну а к августу началось полноценное производство. Новый седан оказался очень удачным. Он пользовался спросом и на родине, и за рубежом, куда его экспортировали под брендом Lada. Ну а доработанный движок с распредвалом в ГБЦ неплохо поддавался форсировке, что позволяло модели успешно выступать на международных ралли.

Увы, вместо дальнейшей модернизации "Жигулей" производители предпочли долгие годы "клонировать" первенца. Автомобиль морально и технически устаревал, терял былой престиж и получил презрительное прозвище "копейка". Да и следующие легковушки советского "АвтоВАЗа" мало чем отличались от 2101. Они остались в конце шестидесятых, в то время как мировой автопром стремительно летел в XXI век. Шанс "догнать и перегнать" был безвозвратно упущен.




Фото: АвтоВАЗ

© CarExpert.ru

28.06.2020

Прочитано: 2597 раз



Публикации по теме



Подпишитесь на наши новости в соцсетях:

Канал CarExpert.ru в Telegram Страница CarExpert.ru в сети В Контакте Канал CarExpert.ru на Яндеск.Дзен

АвтоКаталог
Сравнение
Отзывы
Тесты
Продажа
Новости
АвтоПремьеры
Журнал
Top.Mail.Ru