В 2003 году родился и поступил в продажу на европейский рынок очередной, пятый по счету, Golf. Событие. Прежде всего — для «всея» Германии. Но вскоре и «всея» автопроизводительная Европа воспалилась — как же-с! Такое дело-с! Эталон, законодатель, отец класса «имени себя» изменился. И не только в лице! Стало быть, грядут им, автопроизводителям, перемены. На что теперь равняться, на что коситься? А что покупатели, они же — поклонники? Они лишний раз доказали свою бескорыстную любовь — за два месяца с начала продаж продано уже более 135 000 пятых «Гольфов».
Все два месяца, что продается пятый Golf, в Гольфсбург везут журналистов, чтобы те покатались на новом автомобиле и оценили его по достоинству. Я не оговорился — именно «Гольфсбург», а не Вольфсбург: на время презентации, по традиции, город переименовывают. Бундестрадиция небольшого бундестольятти, жизнь которого напрямую зависит от настоящего бундесзавода Volkswagen. Завод кормит жителей, жители кормятся от завода и почему-то не имеют обыкновения кричать, что их завод кормит всю страну.
Пока ехали на микроавтобусе по территории, вывернули шеи, разглядывая расставленные повсеместно новые «Гольфы». И как-то по первости не обнаружилось восторга и энтузиазма в глазах ушлых журналистов. Что это? — как бы спрашивали они друг у друга. Кризис жанра? Все-таки «в природе», «на воле», а не на подсвеченном подиуме автосалона новое творение смотрится беднее. «Гольф» не то что бы обрюзг и пожирнел, нет. Он остался таким же спортивно-поджарым, только раздался в размерах, округлел в районе капота, выпучил крылья и, повинуясь нынешней моде, «разул» повыше «глаза». Постойте-ка, что значит «повинуясь моде»? Не остались ли мы без ее законодателя в классе? Но мы еще не садились за руль и не устраивали подробный вью-, тач-, спид- и прочий контроль. Вью-контроль подтвердил цифры: кузов стал шире на 24 мм, выше на 39 мм и длиннее на 55 мм. Внутренний объем салона увеличился на 54 мм, а багажника — на 20 л. Поправился парень. С другой стороны, во всем мире отмечается тенденция увеличения внутренних объемов и внешних размеров автомобилей гольф-класса. И это, скорее хорошо, нежели плохо. Из интересных новаций — впервые на пятом «Гольфе» применили новые дверные модули. То есть если раньше мятую дверь приходилось менять целиком, то теперь достаточно снять искореженную внешнюю панель и заменить ее на новую. Ну, или просто отрихтовать и заново покрасить старую. Конечно, возможно это только в том случае, если внутренняя часть двери осталась невредимой.
Так вот, о внешнем виде. Говорят, что немецкие эксперты-потребители были недовольны новой внешностью «Гольфа». Дескать, потерял автомобиль свой неповторимый классическо-консервативный облик, офранцузился. А продукция, дескать, французского автопрома не есть пример для подражания для классики жанра. Бесспорно, и «глаза», и надутость — дань моде. Но по большому счету, «Гольф» не потерял своего лица. Он как был так и остался цельной, невычурной натурой, подогнанной под разнокалиберный вкус и достаток, а благодаря модным вкраплениям — натурой еще и вполне современной. И внутри — все настолько крепко сбито, все настолько мудро устроено, что не подкопаешься. Ни до каких ручек не надо тянуться, все размещено именно там, где должно быть. Сел, стало быть, первый раз в автомобиль и будто ты в нем родился и всю жизнь отъездил. В этом весь Golf со своей настоящей славой эталона. Конечно, внутреннее состояние зависит от того, в какой из трех предлагаемых комплектаций находишься. Первая, базовая — Trendline, чуть покруче — Comfortline, и самая крутая — Sportline. Обещают скорое появление традиционного Golf GT, но это еще в будущем. Так вот о комплектациях можно рассказывать годы, но стоит упомянуть только о базовой, чтобы ощутить. Итак, в базе, Trendline: шесть подушек безопасности, водительский и пассажирский активные подголовники, наружные электрозеркала заднего вида с обогревом, система поддержания курсовой устойчивости ESP, электромеханический гидроусилитель руля, атермальные тонированные стекла и центральный дистанционный замок. Каково для базы? С учетом того, что мы опустили банальный кондиционер, регулировку рулевой колонки вверх-вниз и на вылет и другие замечательные удобства. А стильные и приятные штучки? Напольная педаль акселератора, замок задней двери с «сеатовской» системой-ручкой — нажал на большую круглую эмблему, открыл багажник, или повторитель поворота, встроенный в наружный кожух наружных зеркал, 6-ступенчатые механические и автоматические коробки на всех модификациях (кроме версии, оснащенной самым маленьким 1,4 л). Все по уму. И кто бы спорил. Не по уму, однако, мне показался высоченный тоннель посредине пола у заднего сиденья, вот что. Двоим сзади сидеть очень комфортно, а вот третьему, тому, что приладится в серединку, придется широко расставлять ноги и теснить тем самым своих соседей. Вроде мелочь, но не кайф.
Но главным преимуществом «Гольфа» всегда был широченный выбор двигателей и суперсовременных коробок к ним. Двигателей пока четыре — два бензиновых, два дизельных — но скоро их будет восемь: к существующим четырем прибавятся еще три бензиновых и один дизельный. Вот, кстати, о дизелях. Volkswagen всегда славился отличными дизельными моторами, по части которых у него, вероятно, нет конкурентов. Нам же особенно приглянулся двухлитровый турбодизель с непосредственным впрыском. Вот это пушка! А момент-то, момент крутящий аж 320 Нм! Сильно, что и говорить. Жалко, что дизеля не пользуются в России должной популярностью, и, скорее всего, Golf с этим мотором к нам поставляться не будет. Наши, вероятно, остановятся на современных, но банальных бензиновых 1,6 и 2,0. Но не стоит бежать впереди паровоза — по заявлению представителей компании, Volkswagen может себе позволить поставку любых агрегатов, была бы нужда. Кто знает, а вдруг проснется неожиданно у российского потребителя любовь к сумасшедшему турбодизелю с 6-ступенчатой коробкой? Вот такие дела с новым «Гольфом». И он, как ни крути, в своем классе все-таки отец. Этакий S-класс гольф-класса. Ведь согласитесь, 135 тыс. за два месяца — немало. Такой успех — закономерность, так бывает всегда на волне нового и неизведанного, а затем обычно следует спад. Однако в случае с новым «Гольфом» есть уверенность, что ни популярность не уменьшится, ни продажи не упадут, поскольку «Гольф», в сущности, всегда ориентировался только на спрос и потребности практичного бюргер-класса — именно на немецкий рынок приходились главные рекордные продажи.
© Автомобили
Ноябрь 2003