Даже не думал, что доберусь когда-нибудь до знаменитых Геркулесовых столбов, места на планете знакового, почти мистического, почитавшегося древними греками за край света, предел известного им мира. Где-то тут, по Платону, ушла под воду Атлантида, именно за гибралтарские скалы-близнецы на европейском и африканском берегах насмерть бились завоеватели разных веков и эпох. Теперь в этих местах все чаще берут начало битвы совсем другого рода — конкурентные. Едва ли не на другой день после презентации в соседней с Гибралтаром Малаге новинок BMW свой компактный вэн Touran представил прессе немецкий же концерн Volkswagen.
Дорога на Гибралтар
Ослепительно улыбнувшись, милая девушка с фольксвагеновской эмблемой на куртке и абсолютно немецкой внешностью осведомилась, какой язык — английский или немецкий — предпочитают господа журналисты, и, услышав наши с коллегой переговоры на этот счет, сообщила на чистом русском — «Я — Ирина». Оказалось — берлинская студентка, гражданка ФРГ родом из белорусского Гомеля, нанята на срок презентации Touran в Испании. В дела автопроизводителя особо не посвящена, но программировать навигационную систему автомобиля обучена. Что она и сделала, на словах пояснив, тест по какому маршруту нам предстоит, куда и к какому времени надлежит приехать.
Что за машину выпало тестировать, понял, признаться, не сразу. Сел на площадке близ аэропорта Малаги в первую попавшуюся, выделив ее из нескольких десятков Touran, блиставших свеженькой красной, синей, зеленой, серебристой и черной окраской. И на первой же короткой, но достаточно крутой горке, соединявшей нижнее и верхнее шоссе вдоль побережья, понял: у семейного автомобиля явно не спортивных статей резвый характер. Второе открытие — под капотом ярко-красного вэна ровно жужжит без характерного «дизельного» стука 2-литровый TDI. Уже потом, изучая пресс-релиз, узнал, что совершенно новая разработка мастеров из Вольфсбурга достигает пика крутящего момента в 320 ньютонметров при 1750 — 2500 об/мин. В сочетании со стандартной для всех версий новой 6-ступенчатой механической коробкой передач 136-сильный дизель Touran обеспечивает великолепный подхват. Во всяком случае, автомобилю, даже тяжело груженому, нипочем перепады высот, столь частые в прибрежной зоне Коста дель соль.
К Гибралтару же нас с коллегой повел не только естественный интерес к точке на глобусе, где практически смыкаются Европа и Африка. Новейшая, лишь в минувшем году сданная строителями (в том числе, кстати, с Украины и из Молдавии) автотрасса пересекает не самый высокий, но вполне осязаемый хребет. И как ни спрямляли дорогу многочисленными мостами и тоннелями, она все равно следует рельефу горной местности, изобилуя спусками и подъемами, достаточно крутыми виражами. Движение не везде одностороннее, что придает езде по серпантинам и, особенно, обгонам бодрящий характер. На одном из затяжных спусков впереди образовался трехосный грузовик, по-западному чисто отмытый, не чадящий выхлопом, но все равно застящий обзор. Надо обгонять. К приятному удивлению, 2-литровый дизельный вэн ускоряется шутя, даже на затяжном подъеме не заставляя водителя терзать рычаг КПП в поисках оптимальной передачи. Чему способствует характерная для дизелей тяговитость практически при любых оборотах мотора.
Touran достаточно высокая (1,65 м) машина, что вполне отвечает ее семейному предназначению, с приличной парусностью, которую автомобили особенно «чувствуют», как известно, при сильном боковом ветре. Как раз такой тест нам сверх программы припас юг Испании, где еще вчера лили дожди и бесновались воздушные потоки. В день поездки в Гибралтар над побережьем царила ослепительно солнечная, хотя и ветреная погода. В горах дуло, как накануне — напористо и с порывами. На скорости под 130 км/ч Touran хоть и реагировал на воздушные удары, но мягко, лишь намекая на рыскание по курсу, легко исправляемое легкими движениями руля. Похоже, давление бокового ветра минимизировали оптимальные настройки подвесок и электромеханического управления, в меру чуткого, но не слишком нервного.
Честно говоря, пожалел, что пробу Touran, оснащаемого пока одним из трех двигателей (бензиновый FSI 1,6 л, 115 л.с. и два дизельных TDI, 100 и 136 л.с.) начал с 2-литровой версии. После нее бензиновый мотор показался слабоватым. В общем, так оно и есть, хотя по максимальной скорости самый мощный дизельный вэн лишь на 11 км/ч превосходит 1,6-литровый бензиновый (197 км/ч против 186). Просто в городе или на гористой трассе приходится активнее работать КПП. Со временем, когда выветриваются благоприобретенные при езде на мощной версии рефлексы, понимаешь, что и скромного по силе мотора вполне хватает для уверенной и энергичной, пусть и чисто «семейной», езды.
Как ни странно, общая для всех версий ходовая часть (передний мост с подвеской McPherson, задний — с четырехрычажной подвеской) по- разному реагирует на выбоины в асфальте, которых оказалось полно на пути к гасиенде в горах, куда нас привели навигационная система и программа теста. Мощный дизельный вариант Touran почти не отзывался на повреждения в дороге, а вот бензиновый — напротив, откликался вполне жестко. Точно такие же огрехи на скоростной трассе оба автомобиля, а также 100-сильный дизельный, практически не замечали, проскакивая их мягко и бесшумно. На виражах вэн почти не кренится, руль наливается успокоительной тяжестью, чем с большей скоростью ты заставляешь мчаться машину. При желании водителя Touran даже на приличной скорости послушно выписывает змейку, но как бы сопротивляется увеличению амплитуды — срабатывает система курсовой устойчивости ESP, входящая в стандартную комплектацию модели. Обязательны для всех версий усилитель экстренного торможения и АБС.
Трансформер
Вопреки моим представлениям, в Испании, где до теста VW бывать не довелось, местные граждане ездят отнюдь не только на отечественных SEAT. Здесь представлена вся автомобилестроительная Европа, Япония, Корея. На множестве машин — боевые шрамы, полученные скорее всего при парковке на заставленных транспортом улицах, в теснейших переулках средневековых городов. И, похоже, испанцев не слишком волнуют царапины и вмятины на их автомобилях. А вот на всякую новую автотехнику реагируют бурно, заинтересованно, словно бы примеряя ее к себе, к своему темпераменту и образу жизни. Машина для них — больше, чем средство передвижения, визитная карточка, свидетельство достатка… Ее ощущают, мне кажется, как шпагу на боку у гранда, острейшую наваху в кармане бедного, но гордого простолюдина.
Удивительно, но повально моторизованные испанцы никак не реагировали на разъезжающие по Малаге и окрестностям разноцветные Touran. Машины не собирали вокруг себя зевак, никто не спрашивал, что за аппараты, когда поступят в продажу и по какой цене. Почему? Не знаю, что думают на этот счет устроители теста, но мой ответ таков: во внешности автомобиля нет ничего революционного, бросающегося в глаза, явно выделяющего его посреди разномастной транспортной толпы. Благородная скромность, спокойные отточенные линии, соразмерность деталей — что-то вроде неброского, но дорогого костюма от хорошего портного. Удобно, красиво, солидно и, разумеется, без каких-либо кричащих аксессуаров. Уверен, так и задумали создатели Touran, сделав ставку не на необычность экстерьера, а на его, так сказать, внутреннее содержание.
Нет, речь не о роскоши салона, коже и блестящем металле вставок. Их нет и в помине, зато вполне обычные пластиковые и велюровые элементы отделки органично и точно образуют пространство, в котором легко работать водителю и обитать — именно обитать, а не просто переноситься из одной географической точки в другую — четверым или даже шестерым пассажирам. Touran очевидно предоставляет водителю больше возможностей, чем обычный седан или хэтчбек, удобно и рационально усесться. Оно и понятно, если учесть, что расстояние от сиденья до потолка составляет 1020 мм. Простые механические регуляторы легко придвигают кресло к рулю и обратно, поднимают или опускают его так, что и двухметровому детине, и человеку субтильной конституции нетрудно занять оптимальное положение. «Баранка» отклоняется вверх-вниз, не загораживая собой приборную панель. Систему климат-контроля могут настроить под себя водитель и правый пассажир, и руководит ею совершенно новая автоматика. Добротно, эргономично, современно, но... ничего экстраординарного.
Чудеса в Touran начинаются со второго ряда сидений. Они, как и передние, раздельные, отделенные от потолка приличным, почти метровым (989 мм) расстоянием. Легкое движение руками, и в считанные секунды кресла перемещаются вперед-назад, в сторону или вовсе удаляются из салона. В последнем случае машина обретает более чем вместительный багажник емкостью 1913 литров — против 695 в стандартной 5-местной комплектации. Если ехать не на край света, но пассажиров много, можно установить третий ряд сидений. Даже с семью взрослыми на борту автомобиль оставляет для поклажи 121-литровое пространство на «галерке». Снова не нужен третий ряд — оба индивидуальных кресла складываются, образуя ровный пол багажного отделения. Всего, утверждают на Volkswagen, Touran предоставляет особо пытливым владельцам 500 (!) вариантов компоновки интерьера и возможность перевозить до 660 кг груза. Стоит упомянуть также и о дверях автомобиля, распахивающихся на куда больший угол, чем у любого седана или хэтчбека.
Среду обитания составляют в машине и 39 емкостей — выдвижные ящики под сиденьями, карманы в дверях, в передней панели, на центральной и потолочной консолях. В большинстве емкостей, не без гордости отмечают создатели Touran, свободно помещается литровая бутылка прохладительного напитка. У каждого ряда сидений — подстаканники. Есть на спинках кресел и откидные столики-пюпитры.
Если, не дай Бог, комфортная и отменно организованная среда обитания превращается при аварии в среду выживания, за безопасность едущих отвечает целая система защиты: трехточечные ремни на всех семи сиденьях, фронтальные и боковые подушки, активные подголовники для водителя и переднего пассажира, боковые air-bags для голов сидящих в первом и втором рядах кресел. Весь арсенал, подчеркну, входит в стандартную комплектацию всех серийных версий Touran, как, впрочем, и радиосистема с CD-плейером и устройство центральной блокировки дверных замков с радиодистанционным управлением.
«Tour» плюс «an»
Когда этот номер дойдет до читателей, первые экземпляры серийных Touran уже поступят к немецким дилерам Volkswagen. Пока и в обозримом будущем на европейских рынках покупателям предложат машину в трех основных версиях: собственно базовый Touran, Trendline и Highline, с любым двигателем, приглянувшимся клиенту. Каким бы мотором ни оснастили машину, выхлоп всех силовых установок отвечает экологическим нормам «Евро-4». Позднее VW обещает добавить к линейке двигателей новые бензиновые и дизельные агрегаты, а также для дизельных версий так называемую инновационную шестиступенчатую КПП с электронно-гидравлическим включением передач DGS (Direct Shift Gearbox). Ее главное отличие от традиционных КПП — совместное действие двух соосных валов, один из которых «заведует» включением нечетных, а другой — четных передач. DSG сочетается с двумя пакетами сцеплений, управляемых автоматически. Привычной левой педали в автомобиле не будет: при переключении передач, когда первое многодисковое сцепление еще не отошло от маховика, второе уже находится в готовности всего за сотые доли секунды взять на себя и передать ведущим колесам крутящий момент от двигателя. Благодаря такой схеме передача мощности происходит практически без перерывов. Volkswagen одним из первых подготовил к серийному выпуску агрегат такого типа и установил его на «заряженную» версию Golf — R32. Кстати, эту популярную модель из Вольфсбурга нового, уже пятого поколения строят сейчас на общей с Touran платформе.
В числе «одноклассников» и конкурентов Touran, чье название происходит от слов «Tour» и «Sharan», в концерне называют в первую очередь Opel Zafira, Renault Scenic, Citroen Xsara-Picasso, «длинный» Mercedes-Benz A-класса и штуттгартской же Vaneo, Peugeot 307 SW и несколько других машин японских и американских производителей. Но уточняют — сравнивать между собой следует компактные вэны одинаковой с Touran вместимости, рассчитанных на пять или семь человек. Семиместных среди конкурентов той же размерности пока немного, нынешний Scenic еще не приспособлен для такой ноши, и французы только работают и над семиместной версией, потому на первый план среди автомобилей-конкурентов выходит Zafira, предлагаемая в России в хорошей комплектации примерно за 23 тысячи долларов.
В Германии базовую версию со 102-сильным бензиновым мотором можно будет, начиная с мая, заказать по цене 19950 евро. 115-сильный (FSI) пятиместный вариант обойдется покупателям в 21100 евро, дизельный с двигателем 1,9 литра в базовой комплектации — 21800 евро. Самый мощный 2-литровый дизельный Touran Trendline предложат за 24350 евро.
В России базовый вариант автомобиля со102-сильным бензиновым мотором появится в мае-июне у официальных дилеров Volkswagen по общей с Германией цене в 19950 евро. Известно также, что на наш рынок поступят и 115-cильная (FSI), и дизельная 1,9-литровая версии. Все Touran придут в Россию с изменениями, учитывающими особенности эксплуатации. В концерне не готовы пока перечислить все отличия этих автомобилей от продаваемых в Европе, но очевидно, что в первую очередь подразумевается усиление подвески. Вероятно, вэн получит зимний пакет, наподобие того, что предлагается сегодня для «российских» VW Passat, Golf и Polo.
© АвтоИзвестия
#6-2003