Марка Cadillac – старейшая в премиум-сегменте. Шутка ли – 103 года! На этот период, кстати, пришелся самый значительный шаг от обезьяны к человеку. Cadillac пережил массу пышных американских брэндов, которые, дотяни они до наших дней, обязательно попали бы в список элиты автопрома. Duesenberg, Packard, Studebaker… Остался еще столь же древний Lincoln, но в последние годы Cadillac легко его переигрывает – и по номенклатуре моделей, и по их техническому уровню, и по объемам продаж.
За свою долгую и почтенную историю марка Cadillac практически не испытывала жизнеугрожающих состояний. Сложнее всего ей пришлось в середине семидесятых, после нефтяного кризиса, когда от былой расточительной роскоши не осталось и следа. Машины 1977 года стали заметно меньше в размерах, и этот эффект остро-словы назвали The Great Shrink – "великое сжатие". Новый удар последовал три года спустя, с введением норм CAFE (Corporate Average Fuel Efficiency), которые устанавливали средний уровень расхода топлива всеми моделями каждой американской марки. В результате на свет появились уродства типа крошечного Cadillac Cimarron, модификации с бьюиковским мотором V6 и даже дизельного Fleetwood с двигателем Oldsmobile! Приходить в себя Cadillac начал только с 1987 года, после законодательных послаблений.
На счету марки немало достижений – вспомнить хотя бы набивший оскомину эпизод из 1912 года, когда на Кадиллаках впервые появились стартер, генератор, электрические фары и электрическое зажигание. Однако мир помнит не это. Вернее, не только это. Он помнит феерический Eldorado 1959 года, ставший апогеем короткой, но ослепительно яркой эпохи аэрокосмического дизайна. Лучшую машину того беспредельно романтического периода, когда никаких ограничений для автомобилей и их творцов не существовало. И эта легенда будет работать на Cadillac еще триста лет.
В Старом Свете американской вольницей восхищались, но понимания не было. Узкие улочки, извилистые сельские дорожки и дорогой бензин – не самая подходящая среда для "дредноутов". Если честно, то и потребительские качества заокеанских машин не дотягивали до задранной планки европейских стандартов. Немецкие приятели рассказывали мне, что в Германии на американских машинах ездят разве что сутенеры, наркоторговцы и владельцы ночных клубов – специалисты смежных профессий, зацикленные на гламуре и пафосе.
Но Cadillac почему-то жаждал признания простых европейцев. В начале девяностых им предложили седан Seville, над обликом которого потрудились итальянцы из Pininfarina. Не пошел. Но американцы не сдались, рванув на заре нового столетия в Европу с удвоенным энтузиазмом. Машины с именами-аббревиатурами CTS, SRX и следующие за ними XLR и STS выдержаны в фирменном стиле Art&Science, "искусство и наука". Стиль, нет слов, броский, но для утонченного старосветского вкуса излишне ковбойский, грубоватый. Европейцы сторонятся такой вызывающей брутальности, предпочитая более тонкие намеки на скрытую мощь, если таковая имеется.
Несомненной заслугой кадиллаковских дизайнеров следует признать последовательную реализацию концепции Art&Science "сквозь" всю модельную линейку. Это принесло свои плоды. Например, внедорожник SRX в таком прикиде смотрится очень даже интересно. Геометрические росчерки визуально облегчают кузов, делая довольно-таки крупную машину стройной и подтянутой. Отличная работа!
Салон – ахиллесова пята Кадиллаков. Позитивное в целом впечатление портит коробчатая центральная консоль из примитивного пластика, который сегодня встречается разве что на корейских малолитражках. Вдвойне удивительно, что эта вызывающая скромность оказалась в одной компании со стеклянной крышей, кожей, отличной "музыкой" Bose и повальной электрификацией. Дилеры вынуждены самостоятельно исправлять ситуацию, заказывая отделку консоли "под дерево" на стороне.
Да, Cadillac только осваивает правила европейского премиума. Но делает в этом направлении многообещающие шаги. Ходовые качества машин доводятся на именитых гоночных трассах вроде Нюрбургринга. Летом 2002 года учреждено отделение V-Series, которое занялось подготовкой "злых" Кадиллаков с индексом V. А для новейшего седана STS предложен опционный полный привод. Верной дорогой идете, господа!
Потому что едет SRX здорово. Пусть подвеска жестко повторяет неровности – это с лихвой восполняется приятной управляемостью, внятной обратной связью на руле и скромными кренами. Неожиданный набор для внедорожника, тем паче американского! Что же касается настроек акселератора и "автомата", то это вообще песня. Ничто не мешает мотору Northstar V8 "пулять" машину по первому желанию правой ноги. Никаких задержек в реакциях, чистое ускорение! Двигатель здесь "ревучий", но звук абсолютно адекватен получаемому на выходе разгону. Адреналиновый шторм!
Судя по SRX, ветеран-Cadillac держится молодцом. Стиль есть, технический потенциал в порядке, да и цены выглядят конкурентоспособно. Честное слово, если бы эти машины подорожали на тысячу-другую, получив взамен доведенный до ума интерьер, они бы стали только соблазнительнее.
© Колеса
Май 2005