Самый маленький Citroёn удовлетворит и женщину, и мужчину.
Самой маленькой моделью Citroёn до недавнего времени был автомобиль с мелодичным названием Saxo (сейчас это место занял C2). Представители французской фирмы заметили, что имя машины одинаково выразительно произносится на всех языках мира. Кроме того, слово «Saxo» ассоциируется с саксофоном, а, по исследованиям западных психологов, именно этот музыкальный инструмент напоминает о старом добром джазе и дружеской компании. Ну и наконец, слово «Saxo» оказалось созвучным слову «секс».
Но все же не в названии дело. Citroёn Saxo очаровывает многих своим дизайном — машинка действительно симпатичная, особенно после проведенной модернизации 1999 года. Рестайлинговые автомобили отличаются от образцов первых годов выпуска более стильными передними фарами каплевидной формы и «улыбающейся» решеткой радиатора (раньше фары были почти квадратными). Вероятнее всего, именно благодаря удачному внешнему виду Saxo и пользовался большой любовью у женщин — в результате в Европе более чем в 40% случаев Citroёn Saxo покупали именно дамы (учитывая то, что девушки реже приобретают автомобили, это очень высокий процент).
Однако значит ли это, что Saxo стоит рассматривать исключительно как женский автомобиль? Нет, конечно! Мужчинам, живущим в мегаполисе, Saxo подойдет как нельзя лучше. И не только для перемещения из дома на работу. На этом автомобиле можно получить огромное удовольствие от самого процесса управления, особенно если под капотом стоит приличный мотор. В результате мощные версии Saxo традиционно были в числе лидеров по продажам среди спортивных моделей.
Надо сказать, что Citroёn Saxo был создан, что называется, малой кровью, ведь этот автомобиль сделан вовсе не с чистого листа. В его основу легла платформа от рестайлингового Peugeot 106. Однако Citroёn оказался чуть длиннее Peugeot. В результате у Saxo побольше свободного пространства в багажнике — его объем составляет 280 л (у Peugeot 106 — 215 л).
К кузову Saxo претензий нет. Металл маленького «француза» на удивление крепкий, и коррозия его не трогает, даже если ездить более года с облупившейся краской. Вот только не дай бог повредить где-нибудь кузовные элементы. В этом случае затраты окажутся довольно приличными, ведь в России подержанное «железо» для Saxo почти такая же редкость, как и картины французских импрессионистов. А цена новых, как вы догадываетесь, немалая, хотя и не такая высокая, как на «японцев» или некоторых «немцев» (передний бампер стоит около $180, а фара и крыло примерно по $100—120).
Горячая штучка
Подавляющее большинство Citroёn Saxo оснащались бензиновыми моторами. Дизель был, но только один, объемом 1,5 л и мощностью 57 л.с. (иногда 54 л.с.). Saxo 1,5D встречаются достаточно редко, хотя ничего плохого об этом 1,5-литровом дизеле сказать нельзя. Его мощности хватает для спокойной езды по городу, а главное, он отличается высокой надежностью и экономичностью (его также устанавливали на Peugeot 106 и Nissan Micra).
Бензиновые моторы Saxo могут иметь четыре варианта рабочего объема. Самые скромные машинки оснащаются литровым двигателем конструкции 70-х годов (мощностью 50 л.с., хотя иногда встречаются и 45-сильные варианты). Понятно, что для более-менее современной иномарки этого явно недостаточно — разгон 0—100 км/ч составляет почти 20 с, а максимальная скорость на деле не превышает 120—130 км/ч.
А вот двигатель объемом 1,1 л уже лучше подходит маленькому Saxo. Его мощность составляет 60 л.с. (реже 54 л.с.). Вроде бы прибавка в «лошадях» не такая и большая, однако она делает машину намного более динамичной. Но все же если хочется не только экономить на бензине, но еще и получать удовольствие от езды, лучше искать машину с двигателем объемом 1,4 л (75 л.с.). Многие считают именно этот силовой агрегат оптимальным для Saxo — помимо неплохой мощности он обладает еще высокой надежностью и имеет большое распространение.
Ну а любителям чего-нибудь «погорячее» «Citroёn» предлагал сразу две версии Saxo с 1,6-литровым двигателем. Первый «простой» мотор имел один распредвал, восемь клапанов и 88 л.с. (иногда 90 л.с.). А вот второй двигатель оснащался уже двумя валами с 16 клапанами, что позволяло выдавать 118 л.с. (или 120 л.с.). Такие Saxo имели приставку 1.6 16V VTS и в народе часто именовались «бешеными». Причем следует отметить, что шильдик VTS вовсе не означает, что под капотом находится 118-сильный мотор. Эта аббревиатура предназначалась для спортивной версии, отличающейся неплохим оснащением, белыми циферблатами приборов, расширенными колесными арками, иным набором передаточных чисел в трансмиссии и пр. В продаже можно встретить Saxo VTS даже с двигателем объемом 1,4 л.
Время от времени в сервисы «Citroёn» заходят люди, желающие повысить мощность двигателей своих автомобилей. Однако нужно сразу сказать, что сделать это достаточно сложно, так как тюнинг здесь стоит очень дорого. Да и ресурс агрегата подобные переделки заметно снижают. А ведь срок службы моторов Citroёn очень высокий. Особенно у двигателей объемом 1,6 л. По словам мастеров, при аккуратной и спокойной езде эти силовые агрегаты (как 8-, так и 16-клапанные) способны работать по 500 тыс. км. Но согласитесь, кто будет покупать Saxo VTS, чтобы тихо ездить в булочную? Понятно, что при агрессивном стиле езды мотор долго не проживет — ремонт может потребоваться уже через 120—150 тыс. км (восстановление агрегата обойдется в $1000). Кроме того, при наличии достаточно тяжелого и мощного мотора объемом 1,6 л нужно быть готовым к частым ремонтам подвески, тормозов и пр. (да и запчасти для «заряженных» версий стоят дороже).
При покупке автомобиля с пробегом более 100—130 тыс. км (вне зависимости от объема мотора) под капотом наверняка можно будет найти небольшие следы масла. Это из-за сальников двигателя, которые к этому моменту часто изнашиваются. Небольшой расход масла вполне можно пережить. А уж если решено поставить новые сальники, то лучше всего покупать сразу весь набор (не только коленчатого и распределительного валов, но и вала коробки передач, приводов и пр.). С учетом работы такая замена обойдется в $200—300 (покупать рекомендуется исключительно оригинальные запчасти).
Некоторые владельцы Saxo отмечают проблемы с работой двигателя на холостых оборотах (обычно возникающие зимой или в сырую погоду), а также периодически «глючащие» электронные датчики (например, термостат). Всевозможные запасные части для Saxo стоят недорого, однако найти их в наличии удается не всегда и приходится заказывать. Ремень ГРМ с роликом рекомендуется менять у нас каждые 50—60 тыс. км. Эта операция потребует $135—150. Также можно посоветовать владельцам Citroёn Saxo каждые 20—30 тыс. км регулировать клапана ($20—30). Что касается свечей зажигания, то их средний срок службы в российских условиях составляет 15—30 тыс. км в зависимости от качества топлива. Кстати, нужно отметить, что все двигатели Citroёn Saxo достаточно спокойно переносят наш бензин.
Пассивный «автомат»
При езде на Citroёn Saxo в подавляющем большинстве случаев передачи придется переключать вручную. Конечно, для города «автомат» был бы удобнее (учитывая, что все-таки подавляющее большинство владельцев этого «малыша» женщины), однако такую трансмиссию ставили только на автомобили с двигателем объемом 1,4 л (75 л.с.). Да к тому же «автомат» для Saxo имел лишь три ступени (что характерно для старых конструкций). Так что нечего удивляться, что он значительно ухудшает динамику, — если Saxo 1,4 с «механикой» разгоняется 0—100 км/ч за 12,9 с, то с «автоматом» уже за 17 с.
Механическая КП работает надежно и может служить даже дольше, чем силовой агрегат. Но это не касается сцепления, при эксплуатации в городе оно способно выйти из строя через 50—70 тыс. км (причем чем мощнее мотор, тем быстрее изнашивается сцепление, что, в принципе, неудивительно). Одно из «хронических заболеваний» всех «малышей» Peugeot и Citroёn, сделанных в конце прошлого века, — поломка троса сцепления. Если эта неприятность произошла, то ни в коем случае не надо покупать неоригинальные детали, — они часто ломаются уже через несколько тысяч км! Трос должен быть только фирменным ($25—30). Кстати, можно дать и еще один совет. Не поленитесь установить на Saxo защиту моторного отсека, так как трансмиссия здесь висит достаточно низко и при езде по нашим дорогам ее можно повредить.
Ходовая часть маленькой французской машинки на удивление крепкая и неплохо выдерживает наши дороги. Пожалуй, единственное слабое место находится в задней подвеске. Там есть балка, где «сидят» два игольчатых подшипника. Их необходимо менять строго каждые 40—50 тыс. км (около $50 за пару, брать только оригинал) — износившись, они разбивают посадочные места в задней балке. И в результате балку приходится менять целиком! Новая стоит безумных денег, а подержанную найти чрезвычайно сложно (да и цена ее будет $200—500, а за замену возьмут еще $120—150). Так что за игольчатыми подшипниками надо внимательно следить.
Больше никаких особых проблем с ходовой Citroёn Saxo нет. Естественно, при езде по городу придется примерно раз в два года менять рулевые наконечники ($50 за пару с работой). Рычаги с шаровыми опорами и сайлент-блоками служат 70—120 тыс. км, а их цена составляет $100—150 (на Saxo VTS рычаги могут «умереть» и раньше). На столько же хватает подшипников ступиц ($40 за каждый с заменой), амортизаторов (от $25) и так далее. В общем, ничего экстраординарного в ходовой Saxo нет и ломаться там особо нечему — все просто, понятно и не слишком дорого. Вот разве что поворотный кулак может огорчить владельца непредвиденными и весьма приличными расходами — в случае его износа (происходит после 100 тыс. км, хотя бывает, что кулак работает и 200 тыс. км) нужно покупать кулак в сборе со стойкой. А это уже около $250 за штуку.
Для езды по нашим дорогам лучше всего выбрать Citroёn Saxo с 14-дюймовыми колесами (многие машины с мотором 1,0—1,4 л имеют 13-дюймовые). При этом найти подходящие диски удается далеко не всегда (иногда владельцы автомобилей вынуждены ставить купленные колеса через проставки). Задние тормоза на Saxo барабанные, и лишь на модификациях с мотором 1,6 л (да и то не на всех) они дисковые. Тормозная система Saxo довольно надежная. Хотя немного огорчает тот факт, что почти на всех машинах нет системы АБС.
ЭКСКУРС
Прародителем Citroёn Saxo можно назвать легендарного «гадкого утенка» — модель 2CV. Именно этот невзрачный с виду автомобиль, сделанный сразу же после войны, стал «народным» для французов. Не все знают, что первые работы над Citroen 2CV начались еще в 1936 году, однако в производство автомобиль пошел только в 1948 году. Долгое время 2CV с 2-цилиндровым двигателем объемом 375 см3 мощностью 9 л.с. пользовался бешеным спросом, а затем и вовсе стал культовым. В результате этот автомобильчик выпускался аж до 1990 года!
В 1961 году французы показали автомобиль под именем Ami 6, созданный при помощи итальянской дизайн-студии «Bertone» (в основу Ami 6 лег 2CV). Автомобиль имел уже двигатель объемом 0,6 л (20 л.с.).
А в 1969 году была показана версия Ami 8 с более современным кузовом. Кстати, помимо стандартной версии Ami 8 выпускался и в модификации Super — в этом случае под капотом находился уже 4-цилиндровый мотор объемом 1015 см3 мощностью 61 л.с.!
В середине 70-х годов начались работы по созданию нового небольшого автомобильчика, призванного прийти на смену Ami 8. В результате в 1978 году появилась модель по имени Visa, в основе которой лежала платформа от Peugeot 104 .
Ну а в сентябре 1986 года был показан непосредственный предшественник Saxo по имени AX. Citroёn AX появился в результате поддержки французским правительством проекта ECO 2000, который предусматривал создание полноценного четырехместного автомобиля, потребляющего на 100 метров пути всего 1 грамм топлива. Для середины 80-х годов Citroёn AX был достаточно симпатичным автомобилем, да к тому же и весьма экономичным. Он даже умудрился попасть в Книгу рекордов Гиннесса — AX сумел пройти на 10 галлонах топлива 1000 миль. Под капот Citroёn AX устанавливали моторы объемом от 1,0 л (45 л.с.) до 1,4 л (90 л.с.).
В 1995 году родился уже Citroёn Saxо. В основе автомобиля лежала платформа от Peugeot 106. Под капот Saxo устанавливали моторы мощностью от 1,0 л (45 или 50 л.с.) до 1,6 л (118 или 120 л.с.). Кстати, существовала еще и гоночная версия Saxo T4. Такие машины оснащались 1,6-литровым двигателем мощностью 164 л.с. и системой полного привода (в России они продавались примерно за $35 000).
В конце 1999 года Citroёn Saxo модернизировали. И хотя улучшилась внешность, в техническом плане машина осталась без изменений. Ну а в 2003 году «Citroёn» показал совершенно новую модель под индексом C2. Citroёn C2 чуть меньше, чем Saxo (длина С2 составляет 3665 мм, а Saxo — 3720 мм). Кроме того, С2 выпускается только в виде 3-дверного хэтчбека (значительная часть Saxo имела пять дверей). На данный момент Citroёn C2 оснащается бензиновыми моторами объемом 1,1 л (61 л.с.), 1,4 л (75 л.с.) и 1,6 л (110 л.с.), а также дизелем объемом 1,4 л (70 л.с.).
Citroёn Saxo — прекрасный автомобиль для города. И если отбросить предрассудки, он вполне подойдет не только женщинам, но и мужчинам — для последних предназначены версии с 1,6-литровым двигателем. К тому же на наших дорогах эта модель встречается достаточно редко, а значит, водитель такого автомобиля несет некий ореол индивидуальности. Правда, владелец Citroёn Saxo должен помнить и об обратной стороне этой медали — достать запчасти для Saxo нелегко. Большинство деталей придется заказывать, ведь их нет даже на «разборках».
© МКмобиль
Апрель 2005