Москва-Копенгаген-Лондон-Уик. Не очень далеко для того, чтобы удостовериться в очень важных вещах.
Оказалось, что погода в Шотландии – как, видимо, и должно быть в соответствии с названием страны – скотская: рваные низколетящие матово-серые облака, из которых все время летят водяные капли. Причем почти параллельно земле. Превращаясь временами в струи. На десять минут они берут перерыв, и тогда вдруг кусок неба становится нестерпимо синим, и солнце из этой пробоины также нестерпимо слепит глаза. Но это только десять минут. А иногда пять. А потом опять на полтора часа мелкий противный косой дождь. Странные люди, если здесь живут. В самом деле, обычные не ходили бы в юбках, да еще трусов не поддевая. Я, не возмущайтесь, о мужчинах говорю. Зато именно они придумали лучший на земле крепкий напиток – виски.
Что, вы до сих пор пьете коньяк? Или, по старой привычке, водку? Попробуйте настоящий шотландский single malt. Я рекомендую Talisker 1989 года. Можно Lagavulin. Если торфяной, дымчатый вкус вам покажется излишне выраженным, найдите Macallan 91-го и старше или 17-летний Bowmore – изумительный напиток.
Что, вы хотите быстрее в машину? Я попрошу вас не торопиться. Вся эта спешка и суета никогда к хорошему не приводили. Мы все прорываемся то по правому флангу, то по центру, то по встречке. А прорвавшись, никаких ворот не находим и мчим в другую сторону голы забивать. Я не предлагаю остаканиться в дурном русском стиле – ни в коем случае. Но мы на самом севере Шотландии. Поэтому по пятьдесят – и за дело. Как и было в Ackergill Tower, куда мы приехали.
Дело в том, что я ждал встречи с этим автомобилем давно, почти год. С тех пор как мы побывали в южноафриканской внедорожной школе Land Rover Experience Nelspruit («А» Ь 11/2003). Именно там я в полной, видимо, максимальной мере прочувствовал все возможности Discovery и Defender на каменистом бездорожье. Если сказать, что эти возможности меня впечатлили, значит, ничего не сказать. По большому счету я не считаю себя знатным покорителем целины и специалистом по внедорожной технике. Шансу помесить грязь под Селигером я всегда предпочту несколько кругов на Нюрбургринге. А «трофические» радости ребят в тельниках и двухнедельной щетине проходят мимо моего сердца. Еще только два внедорожных рейда приятно врезались в мою память: в той же ЮАР на Jeep Cherokee и по Ливийской пустыне на Nissan Patrol (может, я просто Африку люблю?). Но то, что творили Лэндроверы в руках инструкторов, было, по моим представлениям, чем-то запредельным. Чтобы принять явление, нужно его понять. А если принял что-то, то и до любви недалеко. Кажется, тогда я понял, почему на свете есть люди, любящие Лэндровер. Несмотря ни на что.
И именно там узнал, что скоро будет новый Disco.
Первая встреча состоялась в апреле на закрытой презентации в Челси, накануне открытия Нью-Йоркского автосалона. Тогда, если честно, я ничего про него не понял. Плоские панели, острые углы...
В интерьере голых белых стен Галереи современного искусства статичный и безмолвный на фоне потеющих от света мощных цветных ламп и волнения LR боссов с микрофонами он был отличной современной мебелью, модной итальянской кухней. В лучшем случае – героем блокбастера или игрушкой Гулливера. Буду ждать живого общения, – сказал я себе.
Боязнь разочарования, как любой вид страха, штука депрессивная. Автомобили уже ждали нас на взлетной полосе, а я выходил в ветер и шотландский дождь из приземлившегося самолета и думал: ну и что тут смастерили эти английские снобы под американским игом?
Я опасался каких-нибудь чисто английских несуразностей, нелепых приколов. А что если гири пресловутого консерватизма прибили к земле творческую волю инженеров и дизайнеров и не позволили им прорваться к пониманию вызовов завтрашнего дня? И им соответствовать. Или наоборот – вирус космополитизма перегрыз корни, которых лучше держаться хотя бы из чувства самосохранения.
А еще есть экономика, которая правит всем. Она требует массовости и удешевления. Из настоящих королей на земле, кроме нефтяных, остались короли ширпотреба (наркобароны не в счет). Если бы Disco III превратился в нового добротного середняка, даже не лишенного некоторых чудачеств, но вынужденного толкаться с расплодившимися конкурентами, из жизни ушло бы нечто важное – кусочек веры в силу и жизнеспособность индивидуальности.
Теперь мое нежелание торопиться и подойти к вожделенному предмету внимательно и спокойно, надеюсь, понятно.
Правда жизни на этот раз оказалась лучше, чем представлялось. И открывалась она постепенно.
Закидываем чемоданы в багажный отсек. Задняя дверь на три четверти открывается вверх, очень кстати образуя защиту от дождя, и на остальную четверть откидывается вниз, продолжая пол. Очень удобно. Сажусь за руль. Какое удобное кресло! В меру мягкое – не стул и не диван, ненавязчиво фиксирующее спину, как в ложементе.
Ба, вот это капот! Квадратный и большой. В бильярд можно играть. Кажется, не меньше, чем у Рэйнджровера. Но под ним и агрегат похожий: бензиновый V8 объемом 4.4 литра, доработанный ягуаровский 4.2, – самый мощный из когда-либо созданных Лэндровером. А как он звучит? Трудно сказать. Потому что в салоне его практически не слышно. Успеваю настроить зеркала и руль, и нужно трогаться. Сиденье подстраиваю уже по ходу. Ух, какой подхват. Мощный, но не резкий. А руль! Вот так сенсация: острый, как на Ford Focus.
Может, выйти и посмотреть, что там на капоте написано? Неужели Land Rover? Как это новшество кстати для езды по шотландским шоссейкам. Это такие гладкоасфальтированные двухрядочки где-то по 220 см в каждую сторону и без всякой обочины. Одно неточное движение рулем, и ты или на встречной, или левым колесом месишь раскисший грунт. А подвеска какая? Полностью независимая, смонтированная на интегрированной в кузов раме.
Едем дальше и выезжаем на песчаное побережье Северного моря. Здесь между скал и дюн организаторы приготовили первые спецучастки. И началось знакомство с внедорожной матчастью. А она оказалась предельно проста.
Чем отпугивает простого человека езда по целине даже на подготовленном автомобиле? Боязнью застрять. Потому что застрявший внедорожник некоторым кажется глупо выглядящим, а его водителю вроде как стыдно перед окружающими. Но ведь действительно, чтобы правильно включать всякие понижайки, блокировать-разблокировать дифференциалы, выбирать правильную передачу или не выбирать, грамотно дозировать мощность – нужна тренировка, а навык приходит с опытом. А часто мы лазаем в грязь? Мы простые юзера, и нас подавляющее большинство (к сожалению). Поэтому Лэндровер решил сделать суперпроходимую машину, с которой смогут управляться все. Весь свой богатый опыт инженеры вложили в умную систему Terrain Response. Были обобщены все возможные условия движения автомобиля и выделены пять различных типов: 1) ровная дорога; 2) снег, трава, гравий; 3) грязь, колея; 4) песок; 5) камни.
Для каждого из них были разработаны совместные алгоритмы работы двигателя, подвески и всяческих систем. Для водителя важно точно определить и выставить тип поверхности, которую он собирается преодолеть и дальше работать только рулем и газом. При этом крутящий момент двигателя может плавно измениться, даже если водитель не меняет положение педали акселератора. Это предусмотрено для того, чтобы водителю не требовалось убирать ногу с педали при переключении с одной программы на другую и автомобиль не остановился из-за потери кинетической энергии, для уменьшения вероятности ненужной пробуксовки и т. д. Кроме этого, по команде системы пневмоподвеска меняет высоту кузова, включает системы динамической стабилизации и управляемого спуска, ABS; изменяет настройки межколесных и межосевых дифференциалов, противобуксовочной системы и т. д. и т. п.
Все подробности этих изменений и алгоритмов, конечно же, не разглашаются. Но на бортовом дисплее мы можем видеть, какой диф включен, какая система задействована, куда смотрят колеса, имеют ли они контакт с грунтом или же проскальзывают, или же вывешены.
При прохождении спецучастков все убедились, как эффективно, без изъятий, работают все системы.
На следующий день нам достался дизельный вариант с 6-ступенчатой ручной коробкой. Подхват в сравнении с бензиновым показался слегка задемпфированным, но мощь ощущалась не меньшая (момент – 440). И звука почти так же не слышно, как и с бензиновым мотором! Зато ручная коробка показалась неудобной опцией, особенно когда есть 6-ступенчатая адаптивная автоматическая.
Преодоление очередной порции спецучастков уже не вызвало таких эмоций, и глаз стал внимательнее исследовать салон. Первое, что впечатлило, – отделка не уступает по качеству рэйнджроверовской. Разве что деревяшек нет. Второе – пространство. Крыша у автомобиля высокая и традиционно ступенчатая. Кроме того, что в облике безошибочно угадывается Лэндровер, это позволило ярусно разместить сиденья всех трех рядов – каждый следующий ряд расположен выше предыдущего. Пассажиры третьего ряда сидят так же комфортно, как и остальные.
Если справиться с чисто психологическим ощущением себя как сенбернара, то на третьем ряду даже 190-сантиметровый коллега нашел места для всех частей тела. И третье – великолепная акустическая система Harman/Kardon Logic 7 на основе 14 колонок и 7-канальной цифровой системы объемного звучания. В переднюю панель встроен CD-плеер на шесть дисков и усилитель 12х50 Вт.
Двухдневный тест-драйв в близких к экстремальным условиям не выявил у нового Discovery зон для критики. Конечно, мы возьмем его на более длительный тест в наших российских условиях и найдем к чему придраться. Но самое главное для меня, что у данной истории – мажорный финал.
Англичане могли использовать платформу Ford, но не стали. Они построили свой уникальный и, что приятно, не похожий ни на кого автомобиль. При этом он перепрыгнул 2-й Discovery настолько принципиально и далеко, что вплотную приблизился к флагманскому Range Rover, оставив нишу для другого – совсем нового – автомобиля под названием Land Rover.
© Автомобили
Ноябрь 2004