Несмотря на обидное поражение от BMW в туринговом чемпионате мира — 2007, заряженный хетчбэк Seat Leon Cupra по праву считается одним из лучших спортивных автомобилей класса «Туринг».
В январе 2008 г. на российский рынок выходит гражданская версия знаменитого Leon Cupra. Что касается спортивного прародителя, то он, по сути, остается единственным автомобилем, которому под силу сражаться на трассах WTCC с признанным лидером кузовного чемпионата мира BMW 320si. И в прошлом, и в нынешнем сезонах лишь осечки на заключительных гонках в Макао не позволили Seat свергнуть «баварца» с мирового престола. И хотя титул раз за разом ускользает от «испанского льва», сомнений уже не остается: не сегодня, так завтра победная гегемония BMW прекратится.
Испанские болельщики, которые жаждут победы соотечественника, могут подтвердить свою верность Seat покупкой Leon Cupra с 240-сильным спортивным мотором. В преддверие российского дебюта второго поколения Cupra мы отправились на родину Seat, чтобы обкатать «испанского льва» на просторах каталонского побережья Коста-Дорада.
Каталонцы, которые много лет стремятся к независимости, обижаются, когда их называют испанцами. И дело не только в языковых различиях и историко-политических разногласиях. Сам характер каталонского народа куда более утонченный, расчетливый и прагматичный, нежели у испанцев. Здесь совершенно иной менталитет. Например, в Каталонии на дух не переносят корриду. Зато каталонцы по праву считаются великолепными бизнесменами и художниками. Дали, Миро, Гауди — все они были каталонцами.
Компания Seat (La Sociedad Espanola de Automobiles de Turismo) создавалась в 1950 году как народная испанская марка. Но завод и КБ располагаются под Барселоной, у подножия священной каталонской горы Монсеррат. Это накладывает отпечаток на характер автомобилей. «Испанский лев» так и пышет каталонским прагматизмом. Чтобы убедиться в этом, достаточно забраться внутрь.
Интерьер Leon Cupra, мягко говоря, разочаровывает. Нарочито простая отделка салона и спортивные кресла без электропривода уж слишком явственно отдают минимализмом. В более дешевом автомобиле на это, наверное, можно было бы закрыть глаза. Но натужно крутить пластиковый регулятор спинки сиденья в машине стоимостью $50 тысяч, согласитесь, не слишком приятно. Подкупает функциональность, которая, как и принято у каталонцев, находится на самом высоком уровне. Чтобы освоиться в салоне Leon Cupra, требуется всего несколько секунд. Количество кнопок и переключателей, за вычетом вмонтированной в центральную консоль «клавиатуры» управления навигационной и аудиосистемой, минимально. Панель приборов читается великолепно. Кожаное рулевое колесо имеет спортивные утолщения, обеспечивающие отменный захват...
Выезд с парковки дается Leon Cupra с некоторым трудом. Даже со скидкой на спортивный нрав подвеска кажется слишком жесткой для города. Небольшие волны и трещины в асфальте она еще отрабатывает, а вот преодоление «лежачих полицейских» отзывается в железном теле Leon дикой болью.
Тест на управляемость по пустынной горной дороге в предместье Ситжеса оставляет куда лучшее впечатление. Благодаря супержесткой подвеске Leon прекрасно держит трассу. Заменив стальную вилку и поворотную цапфу рулевого механизма алюминиевыми элементами, конструкторы Seat изменили кинематику подвески в сторону легкой недостаточной поворачиваемости. А это положительно сказалось на управляемости. Отключаемая система стабилизации ESP настроена таким образом, что не слишком досаждает своим вмешательством, подхватывая лишь в критических ситуациях. Единственный минус заключается в том, что на небольшой скорости руль кажется чересчур ватным для столь заряженного автомобиля. Так что медленный извилистый серпантин, не позволяющий подняться выше третьей передачи, как и городские улицы, не слишком подходит для «льва». Cupra — не раллийный, а кольцевой автомобиль, созданный для широких трасс и скоростных поворотов. На скорости под 100 км/ч управление становится более острым. Да и горячее дыхание двухлитрового турбодвигателя ощущается куда явственней.
240-сильный мотор заслуживает восхищения! Что, впрочем, и неудивительно. Сердце-то у каталонского льва арийское. По большому счету, завод Seat в Мартореле, где собираются Cupra, является лишь кузовным и сборочным предприятием. Почти все узлы и агрегаты Seat заказывает у поставщиков, число которых превышает семь сотен. Моторы же собираются на заводах Volkswagen в Германии, Венгрии и Мексике.
На 2200 мин-1 (максимальный крутящий момент двигателя достигается в достаточно широком диапазоне от 2200 до 5500 мин-1) включается турбина, и у Cupra открывается второе дыхание. При правильной работе селектором 6-ступенчатой коробки до 100 км/ч можно разогнаться всего за 6,4 с. А километровый спринт с места Leon преодолевает за 26,4 с. Гоночная динамика Cupra впечатляет! Но и тормоза под стать: 17-дюймовые (345x30 мм) тормозные диски спереди и 16-дюймовые (286х12 мм) на задних колесах позволяют оттормаживаться буквально в нескольких метрах от поворота. Вот только перед светофорами лучше почаще смотреть в зеркало заднего вида и помнить, что далеко не все автомобили обладают столь мощным тормозным потенциалом.
Долгосрочная стратегия
В конце осени на территории Технического центра Seat в Мартореле открылась ультрасовременная дизайн-студия, где под началом главного конструктора Seat бельгийца Люка Донкервольке над автомобилями будущего трудятся специалисты из десяти стран. Их первое творение, концепт-кар Seat Tribu, представили в этом году во Франкфурте. Весной на автошоу в Мадриде состоится презентация Ibiza второго поколения. Но все это лишь часть долгосрочной программы развития испанской марки, результатом которой должно стать увеличение ежегодных продаж Seat к 2018 г. до 800 тыс. автомобилей. А это значит, что за ближайшие 11 лет компании придется удвоить производство. В прошлом сезоне Seat сумел реализовать 408 318 автомобилей. Треть продали в Испании, а основная часть пошла на экспорт. Лучше всего машины покупают в Западной Европе (86%). По шесть процентов приходится на Центральную Европу и Латинскую Америку. Оставшиеся два процента разошлись по остальному миру. Что касается модельного ряда, то в этом году, как и в прошлом, самой популярной остается Ibiza — 41% общего производства и продаж. Далее следуют Leon -28%, Altea XL — 9,5%, Altea — 8,5%, Cordoba — 7%, Alhambra — 3,5%, Toledo — 1,5% и Altea Freetrack — 1%.
Вождение
На низкой скорости рулевое управление кажется недостаточно острым для столь заряженного автомобиля. Но это единственное, к чему можно придраться.
Салон
К функциональности претензий практически нет, но внутренняя отделка выглядит уж слишком просто.
Комфорт
Спортивные сиденья с боковой поддержкой удобны, однако жесткость подвески негативно сказывается на комфорте.
Безопасность
8 эйрбэгов, хорошая ESP и очень надежные тормоза.
Цена
Ввиду невысокой популярности марки в России, цена кажется завышенной.
Достоинства и недостатки
+ Великолепная разгонная динамика и огромный тормозной потенциал.
- Отсутствие регулятора жесткости подвески, который мог бы значительно упростить городскую эксплуатацию.
Наше мнение
До сотни Cupra разгоняется на 0,3–0,4 секунды быстрее ближайших конкурентов — заряженных хетчбэков Ford Focus ST, Vw Golf GTI и Opel Astra OPC. Великолепная динамика и управляемость делают Seat настоящей находкой для фанатов скорости. но простое внутреннее убранство не вяжется с высокой стоимостью автомобиля.
© 5Колесо
Январь 2008