Постановка на конвейер "десятого" семейства отняла у ВАЗа очень много сил и средств. Теперь, когда это позади и на потоке уже "двенадцатая", на заводе вернулись к теме "Самара-2". В свое время ее открыл перелицованный седан. Ныне к нему присоединяется пятидверный хэтчбек ВАЗ-2114 – обновленная "девятка".
Работа над "Самарой-2" началась более пяти лет назад, когда "десятка" была уже почти готова. Первым создавали седан, как наиболее популярный и дорогой. Полагали, он быстрее окупит затраты и не ошиблись: 2115-я пользуется устойчивым спросом, хотя первоначально в нее закладывалось гораздо больше нововведений, чем получилось. По проекту изменялась не только внешность автомобиля – была доработана и ходовая часть. Банальное отсутствие средств на обновление производства все это оставило на бумаге.
Похожая участь постигла и хэтчбеки. У опытных образцов перекроили не только передок, но и заднюю часть кузова. Увеличили проем багажного отделения, опустив до уровня бампера нижнюю кромку багажника. Кроме того, убрали традиционный для хэтчбеков-"самар" выступ-спойлер на "затылке" крыши, что значительно уменьшило загрязнение стекла пятой двери. Причем все это не должно было затрагивать базовых точек сварки кузова – их, чтобы не менять сварочное оборудование, решили не трогать. В число "салонных" изменений входили новые панель приборов и обивки дверей, даже модернизированные сиденья, причем заднее – как у ВАЗ-2111, раскладывающееся по частям.
Тремя моделями – 2115, 2114 и 2113 – предполагали заменить до 2000 года все выпускаемые ныне "самары": 21099, 2109 и 2108. Увы, жизнь внесла коррективы. Финансовые сложности завода не только сдвинули сроки, но и значительно ограничили объем производства. "Самару-2" выпускают лишь "параллельно" старой модели, и то, урезав значительную часть новшеств – шасси, сиденья и задки рестайлинговых хэтчбеков остались прежними.
Встающая же на конвейер "четырнадцатая" внешне отличается от своей предшественницы "девятки" лишь помолодевшим "лицом", обновленным задним бампером, спойлером на нижней кромке двери задка, да щетками стеклоочистителя с "десяточным" креплением к рычагам.
Внутренних же изменений "четырнадцатой" несколько больше, чем внешних. Начать с того, что эта модель идет только с впрысковым двигателем 2111. У нее новая панель приборов с "десятой" комбинацией и встроенным забортным термометром, а обивки дверей уже знакомы автолюбителям по ВАЗ-2115 и 21099-04. А еще регулируемая по углу наклона рулевая колонка от "десятки". Руль уже не упирается в живот водителю.
В заключение отметим, что по своим характеристикам ВАЗ-2114 практически не отличается от 21093-20 – впрысковой "девятки". И выпускать его будут так же, как и 2115, "параллельно" предшественнику. Остается только пожелать, чтобы разница в цене 2114 и 21093 была меньше, чем у 2115 и 21099.
© За рулем
Октябрь 2000