Когда в нашей стране не из чего было выбирать, жилось проще. У автомобилей почти не имелось марок (и тем более — моделей), поскольку людям оказывалось достаточно факта обладания «колесами», а подробности уже мало кого интересовали. Советский человек с гордостью говорил: «Я купил машину». И далеко не всегда дополнял, какую именно. С тех времен за нашими людьми тянется шлейф из предрассудков, сформированных либо собственно в эпоху голодного социализма, либо сразу по ее окончании, когда вдруг все появилось, но опять не для всех...
История болезни. Серьезных предрассудков в голове нашего автомобилиста обычно не меньше трех, оформленных в виде вопросов. Первый — мягкая ли у автомобиля передняя панель (которую еще называют торпедо)? Второй — а как там с мощностью мотора? Третий — что у нас тут с управляемостью?
И по тому, какой именно вопрос выскакивает из человека первым, можно определить и его возраст, и степень запущенности, и круг автомобилей, на которых он формировался.
Привычка стучать пальцем по передней панели осталась от «Жигулей». Человек, начинавший за рулем «шестерки», до глубокой старости сохраняет в себе уверенность, что это очень важное достоинство автомобиля, и если панель жесткая — это не машина. Зато тот, кто не обращает внимания на твердость пластмассы, молод не только душой, но и, вероятней всего, телом, так как скорее всего начинал жизнь за рулем насквозь пластмассовой, гулкой «девятки» и считает жесткость частью характера автомобиля, а не пороком конструкции.
О мощности любят переживать те, у кого эталоном был либо «студебеккер», про который известно, что «у него движок втрое», либо, что более вероятно, «Волга» с ее невиданными 98 л.с., которые горьковчане умели пересчитывать по американской системе SAE так, чтоб получались менее позорные 110 л.с. Причем тоска по сильному мотору у людей идет автономно от любых других параметров и возможностей автомобиля, и по ней они судят о скорости, расходе топлива и динамике, не беря в расчет ни крутящий момент, ни передаточные числа трансмиссии.
Болезненное постижение управляемости как главной характеристики автомобиля случилось у населения страны с появлением первой полноценной автомобильной газеты, экспертная группа которой была набрана из испытателей лаборатории управляемости и плавности хода автомобильного завода. Газету читали всей страной и выучили про управляемость. Если бы эксперты оказались из лаборатории пассивной безопасности, токсичности или ресурсных испытаний, страна полюбила бы совсем другие дисциплины.
Лечение
Chevrolet Aveo — это лекарство сразу от всех трех предрассудков. И что особенно приятно, у этого лекарства нет побочных эффектов и, как всякий полноценный препарат, оно лечит в любом возрасте. Chevrolet Aveo — машина красивая. Немного интернациональная внешне, как среднестатистический европеец, что можно считать особенно серьезным достижением, учитывая ее неевропейское место рождения. Но студия «Jiujiaro» так умело сформировала облик машины, лишив его противоречий, что Aveo сразу воспринимается как очень гармоничный автомобиль. И только поставив его на ярком солнышке, видишь, из каких, казалось бы, взаимоисключающих элементов он создан. Четкие, почти резкие грани по всему кузову, особенно внизу дверей и поверху от крыла к крылу, и в то же время плавный силуэт. Вот в этом-то и есть мастерство «Jiujiaro». У нас совместить остроту росчерков с мягкостью линий пока не в состоянии.
Официально Chevrolet Aveo принадлежит классу «В», то есть он в одной нише с «Таврией» и всеми предшествующими «Запорожцами». А по салону он больше «Москвича-2141». Как и полагается автомобилю, выполняющему современные требования по безопасности и пожелания клиентов по эргономике, Chevrolet Aveo переросток, принадлежащий классу «В» формально, но во многом шагнувший в класс «С». Внутри у него широко, вольготно, есть куда вытянуться и как усесться. Брошенные на задний диван перчатки с водительского места достать невозможно — не дотянешься, далеко.
И вот у этого красивого, просторного, дизайнерски изощренного автомобиля жесткая передняя панель. Твердая, как намерение прапорщика украсть спирт со склада. И зоркий глаз бывшего хозяина «шестерки» вбросит в мозг паническое сообщение о неподатливости пластмассы. А дальше, вместо заготовленного отторжения и полного непримиримости разочарования, наиболее вероятная мысль — это рефлекторное прощение и автомобиля в целом (за такую неуместную неподатливость материалов), и самой передней панели, которая так красива, исполнена с таким качеством, с таким четким сопряжением деталей, что наконец-то становится безразлично, из чего она сделана. Ведь не гремит и выглядит отменно... И чем дольше сидишь, а еще лучше — едешь в Chevrolet Aveo, тем быстрее расстаешься с этим предрассудком.
Но ведь у Aveo мотор объемом всего 1,4 л! У той же «шестерки», которая хоть и не одноклассник, но все равно для многих точка отсчета, базовый изначально 1,6 л, да и у эталона всех времен и народов, «десятки», с недавних пор тоже 1,6. Как жить дальше? Хотя от «Запорожца» никто не требовал ни прыти, ни мощности и все довольствовались литровым мотором и, кстати сказать, уникальным расходом топлива в 14 л на 100 км (о чем бесстрастно сообщил всему миру каталог Женевского автосалона за 1981 год). У Aveo этот показатель гораздо пристойней, та же «Женева» указывает, что максимально возможные траты бензина — 10,5 л/100 км, хотя официальные параметры производителя еще скромней — 8, 6 л/100 км в городском цикле.
16-клапанный мотор Chevrolet Aveo объемом 1,4 напорист. Даже с учетом того, насколько далеко ушло вперед мировое двигателестроение, все равно кажется, что его объем больше. Радует мощность в 94 л.с. Причем эластичность двигателя такова, что тянуть он не перестает даже на пятой передаче при разгоне с 40 км/ч, стартовать позволяет динамично настолько, что уже на второй достигает 100 км/ч, а говорить о предельных возможностях даже неинтересно, поскольку после 160 км/ч на дорогах общего пользования в зимнюю слякоть становится тревожно за окружающих, которые хоть и расторопно уступают дорогу иномарке непривычного силуэта, все же не так шустры в реакциях, как того требует темперамент Aveo. Несколько километров за рулем автомобиля с мотором этого объема могут излечить и от второго советского предрассудка. Интересней вообще не сказать водителю про мотор, а после поездки спросить: ну и сколько там, под капотом? После чего взбодрить его точными параметрами и насладиться удивлением на его вытянувшемся лице. И конечно же, столь прытко Aveo едет благодаря отменно подобранным передаточным числам коробки передач, которые идеально соответствуют характеристикам мотора: удачный альянс.
Выросшие на «газетной» управляемости и плавности хода считают очень важным узнать, как быстро улетит с дороги автомобиль, если его на предельной скорости резко рвануть рулем. Хотя Правила дорожного движения настаивают, что даже за секунду до смерти никаких резких движений в сторону! Только тормозить и ждать, чем все закончится. И если вместо управляемости и плавности хода очень хочется опробовать автомобиль по методике лаборатории пассивной безопасности, тогда все прочее ни к чему: это лишний информационный груз, окрашенный эмоциональной избыточностью.
Обнять столб или вырубить бампером просеку можно и без лишних знаний, без здравого смысла и вообще безо всякой управляемости. И при этом желательно на чем-нибудь попроще, не таком красивом, скоростном и удобном. Этот третий предрассудок нашего человека — самый опасный. От него можно не успеть избавиться при жизни. Но те, у кого упрямство и завышенная самооценка руководят поступками, могут попробовать на Aveo поискать ту грань, за которой управляемость заканчивается. Поиск будет долгим. Автомобиль готов возить и самого неумного водителя. И так как он надежен в реакциях, предсказуем в поведении и к тому же очень хорошо едет, есть надежда, что целенаправленный поиск неприятностей быстро надоест и дальше можно будет просто ехать, радуясь тому, как удобно и разумно придуман этот автомобиль.
Выздоровление
Помните, как лет 10 тому назад банки щеголяли в телевизионной рекламе своими возможностями: и обслуживание быстрое, и клерки умные, и депозитарий есть, и кредиты дают. А потом они все вдруг поумнели и замолчали. Потому что если всего этого нет, значит, это не банк. А есть ли у Chevrolet Aveo гидроусилитель, кондиционер, АБС, электропакет, литые диски, «противотуманки» и т.д.? Если у современного автомобиля этого нет, значит, это не автомобиль. Aveo — настоящий современный автомобиль.
Очень приятный руль, обтянутый кожей, как повод уздечки отлично выезженного коня: ложится в руку и не требует лишних движений. Педали на привычных местах и не нуждаются ни в поиске, ни в привыкании. А педаль тормоза в паре с очень корректной АБС ведет себя сдержанно и в случае срабатывания антипробуксовочной системы отзывается аккуратной и почти неприметной вибрацией. Что особенно приятно, АБС срабатывает в самом конце хода педали. А вот к работе коробки передач придется привыкать. Во-первых, к алгоритму включения задней передачи. Она идет по траектории влево-вперед, как на наших «девятках», но страхуется кольцом, которое надо подхватить пальцами вверх. Ничего сложного, но со времен старых Opel, жестоко брошенных к нам в страну в начале перестройки, от этого решения многие уже отвыкли. И еще не очень понятно, где же третья передача. Первая, вторая, четвертая и пятая на месте, а третья правей обычного расположения. Привыкнуть к этому можно минут за пять, но первые несколько раз, замахнувшись рычагом на глухую стену непонимания КП, чувствуешь себя неудобно.
Но едет Aveo прекрасно. Человеку, всю жизнь боровшемуся с отечественной машиной путем адаптации себя под ее требования, трудно понять, что такое современный автомобиль класса «В», доставляющий исключительно удовольствие. Очень хорошая подвеска, энергоемкость которой настроена настолько удачно, что так и не удалось испытать дискомфорт, по каким бы покрытиям или вне них не ездил Aveo за время теста. Шумоизоляция тоже превзошла ожидания и оставила впечатление как от автомобиля классом выше. Очень удалась печка. На автомобилях, предназначенных для Европы, постоянно приходилось сталкиваться с отопительными системами, создающими в русские морозы легкий освежающий бриз в салоне, которые к тому же очень заботились о том, чтобы не перегреть лобовое стекло, и оставались безразличны к удивлению подмерзающих пассажиров. А на Aveo печка отличная, что, кстати, усредненному хозяину «шестерки» покажется привычным.
Кроме этих очевидных достоинств у Aveo есть несколько интересных особенностей. Нижние фары, расположенные под бампером, которые большинство людей принимает за противотуманные, на самом деле — габариты. Когда в сумерках поворачиваешь рукоятку включения фар, зажигаются именно они, давая основной источник света, а кроме них — лишь два скромных огонька в блок-фарах. Еще очень удались передние указатели поворота. Это два широких бумеранга под фарами, очень хорошо обозначающие направление, ярко информируя и соседей по потоку и, что особенно важно, пешеходов. Когда на Aveo начинает мигать такой огромный поворотник, его видно всем и сразу. А из причуд, которые скорее со знаком плюс, — загадочная вертикальная щель в водительской двери. Похожа на воздуховод. Но из нее ничего не дует. А предназначена она для дисконтных карт. Помещается не меньше пяти. Хотя и трудно понять, зачем они в двери.
Заботливый дилер, приготовив эту машину к тестам в зимних условиях, обул ее в отличную шипованную резину «Michelin Ivalo», в омыватель залил полноценную незамерзайку без запаха, а для удовольствия тестирующих инсталлировал CD-проигрыватель «Blaupunkt». На нечто подобное рассчитывали и сами производители, поскольку функция управления была заранее продублирована на руле. Очень приятная забота.
Полностью здоров
Chevrolet Aveo красиво задуман, хорошо исполнен, отлично оснащен. И, кроме этих очевидных достоинств, обладает еще одним преимуществом — возможностью вылечить сразу от трех советских предрассудков. Даже от четырех. Chevrolet Aveo может вылечить еще от одного — от высокомерного взгляда, который у нас по ошибке принято считать высоко поднятой головой и которым до сих пор у нас сопровождают изделия из Азии. Это ведь в Европе он Chevrolet, а на самом деле, как уже многие знают, это корейский Daewoo Kalos. Автомобиль, которому американцы не побоялись доверить свое имя.
© МКмобиль
Декабрь 2004