Автомобиль летел по треку, высекая из ровного слоя свежего снега тонкий сноп искр. «Автомат» ZF щелкал передач, как грецкие орехи, вышвыривая «скорлупу» чудовищных 560 Нм из-под 20-дюймовых дисков, обутых в «тридцать пятый» профиль шин Pirelli Sottozero. Мы еще не отсняли ни кадра, а бензина выкатали половину бака. Но соблазн пройти еще один вираж с открытым дросселем на Jaguar XF SV8 был слишком велик.
Уильям Лайонс, один из основателей компании Jaguar, начинал свою карьеру младшим продавцом в гараже забытой нынче автомобильной марки Sunbeam, окончательно покинувшей рынок в 1982 г. Но экономика Европы, подорванная Первой мировой войной, требовала иного способа передвижения: попроще да подешевле.
Лайонс стал мастерить мотоциклы с коляской, которые он конструировал на пару со своим соседом – Уильямом Уолмсли. Позже инженеры основали фирму «Swallow Sidecar Company», которая сначала занималась изготовлением все тех же мотоциклетных колясок, а позже – и автомобильных кузовов. До выхода в свет первого классического Jaguar серии S-Type было еще целых 42 года…
Нынешняя модель XF, преемница S-серии, – это попытка Jaguar отойти от привычных стереотипов, связанных с маркой. В нем гораздо больше немецкой строгости, чем английского снобизма. Внутри – усиленная силовая структура от последнего S-Type и подвеска спортивного XK. А снаружи…
Зигмунд Фрейд поставил бы вполне точный диагноз, что в подсознании хозяина должны символизировать длинный стреловидный капот, покатые бока, гипертрофированные, особенно для седана, арки… Впрочем, не будем выходить за рамки приличий: Jaguar XF по-настоящему красив. Придираться к совершенным и, в то же время, кричащим формам можно разве что из зависти. Глядя на ценник, я ее накопил сполна.
Сэр водитель хочет нивелировать собственные комплексы? Тогда Jaguar выбрал правильного шеф-дизайнера в свою команду. Ян Колам сумел когда-то сделать идеальным облик Aston Martin; теперь же он просто нарисовал похожий на него Jaguar – вот и все.
Но XF не просто напоминает удлиненный Aston Martin V8 Vantage – он почти такой же быстрый.
Я уже и не помню, чтобы седан бизнес-класса так радовался, когда селектор коробки передач вставал в положение «Drive». Разве что M-Power в исполнении «пятерки» BMW, давящей даже на холостых оборотах приглушенным рыком раскрепощенного выпуска, но Jaguar берет не только мощью и «аккомпанементом».
У него и селектора, в привычном понимании этого слова, нет: когда ты касаешься кнопки «Start/Stop Engine», пульсирующей перед включением зажигания в такт сердечному ритму, из центрального тоннеля выезжает цинковая поворотная шайба, заведующая режимами движения.
Чертовски занимательная штуковина! Пользоваться ею первое время непривычно, но интуитивно понимаешь, что с ней обращаться можно удобнее и быстрее. Эти факты англичане даже перевели в цифры, посчитав шайбу в восемь раз эффективнее традиционного рычага.
Сам салон Jaguar XF тянет на маленькую сенсацию. Все нужно почувствовать тактильно: кожа, металл, пластик… Последний жестковат, но его не так много.
Таких «Ягуаров» с уклоном в «техно» еще не было! Салонный свет включается бесконтактным датчиком – достаточно поднести руку к плафону, бардачок имеет сенсорную клавишу открытия. При отключении климат-контроля дефлекторы автоматически прячутся в переднюю панель, подчеркивая единый стиль интерьера.
На консоли клавиш – минимум, благо, экран мультимедиа, расположенный выше, – сенсорный; он заведует большинством функций: от навигации до подогрева кресел. Удобно? Не совсем: меню довольно путаное; кроме того, придется учиться попадать в «рабочие» иконки.
И все-таки компрессорная «восьмерка» под капотом заслуживает того, чтобы быть отмеченной хотя бы несколькими спортивными штрихами в салоне. Хромированные накладки на пороги – здорово, конечно, но куда эффективнее было бы погрузить водителя в более цепкие по бокам кресла; а заодно установить приборы, показания которых в солнечный день можно было бы прочесть, не всматриваясь в шкалы до рези в глазах.
Пару раз я здорово съездил локтем по среднему тоннелю – тесновато! Но куда интереснее эргономики техническая составляющая.
Подрулевые лепестки – это вещь. Здесь, в отличие от менее мощных «автоматизированных» собратьев, они действительно нужны! Особенно при интенсивном разгоне и в режиме «Sport» – когда стрелка тахометра начинает утыкаться в отсечку, уже миновав целое деление «красной зоны».
Переключение четкое, короткое: педаль газа – еще в сантиметре от заветной кнопки kick-down, а поток мощности будто и не прерывался: настолько ровным и чрезвычайно мощным получается ускорение на более высокой передаче.
Эффект усиливается, если нащупать на среднем тоннеле клавишу Dynamic mode, сводящую на нет некоторую мягкость педали газа и переводящую подвеску XF в более жесткий режим работы. Вот сейчас Jaguar готов выпустить когти, и помочь ему в этом, кажется, проще простого: разгон, поворот, контрсмещение – и теоретически задняя ось в заносе уже должна устремиться вдогонку за передней…
«Эй, парень! Какое смещение, какой такой дрифт?» Эти комментарии не мои, но их громко произносит на своем электронном языке система динамической стабилизации, которая практически моментально душит двигатель и цепко, намертво и нагло, впивается в тормоза.
Вот тут вспыхиваю уже я. Ведь одно дело, когда система мешает тебе наломать дров, если ты слишком агрессивно используешь сочетание заднего привода и 416 лошадиных сил, и другое – когда ты просто-напросто не можешь развернуться, чуть провернув на месте колеса. «Икс-Эф» ведь не «овощ» с шильдиком Х-Type, а значит, и водителю должно быть позволено больше. «Непорядок», – коротко заключил я и потянулся к клавише отключения динамической стабилизации.
Стоит отметить, что система DSC может «отдыхать» по-разному: либо чуть ослабить контроль в промежуточном режиме Trac mode, либо «уснуть» полностью. Последним я и воспользовался, подержав клавишу отключения около 10 с, как того требовала инструкция…
Теперь Jaguar XF SV8 затаил на меня злобу. Решил отомстить – за Фрейда и прочие глупости. Без стабилизации скользкое покрытие становится ловушкой: набор скорости фееричен, но никто, кроме водителя, не заботится о траектории движения. Чуть перебрал с углом атаки – и тебя уже несет боком наружу.
На зимней дороге такие маневры и вправду смертельны: настолько сильная провокация исходит от «спортивного» режима Dynamic mode при отключенной динамической стабилизации. Только скользи, но в правильном направлении! До определенной скорости это не чувствуется, но стоит колесам попасть на укатанный снег – и Jaguar готов поспорить с Nissan Silvia в умении «облизывать» шпильки поворотов в нескончаемом заносе.
В слепых приборах не видно скорости, а звук мотора только добавляет кураж. Опасно, но… Без этого режима Jaguar XF ни к чему ни 4.2-литровая «восьмерка», ни механический нагнетатель, ни великолепный «автомат». Но именно такая свобода действий, которая так опасна и, одновременно, притягательна, сводит на нет неловкие попытки связать кричащую внешность машины и неуверенность в себе ее хозяина. Здесь это оправдано.
Да и по утверждению того же старика Фрейда, «Иногда сигара – это всего лишь сигара». Полагаю, тот, кто нашел в тяжелые кризисные времена 3 325 000 руб., необходимые для приобщения к миру Jaguar с шильдой Supercharged на крышке багажника, давным-давно изжил собственные комплексы. Полностью и навсегда.
© Колеса
Февраль 2009