Проект X400 практически завершен. Автомобиль, еще до своего рождения получивший прозвище "Baby Jag", должен появиться в продаже летом следующего года - под названием Jaguar X-Type. Примерно тогда же компания обещает сообщить и технические подробности, но первые фотографии обнародовала уже сейчас.
Подобная поспешность, скорее всего, результат расчета. Фотографы-шпионы сразу остаются не у дел, и испытателям больше не нужно прятаться на окольных дорогах. Кроме того, можно раздать предсерийные машины сотрудникам компании, и за счет "массовых испытаний" выловить в автомобиле как можно больше блох до его постановки на конвейер. А для Jaguar (читай, Ford) очень важно, чтобы X-Type сразу зарекомендовал себя как можно лучше, ибо именно он будет определять ближайшее будущее компании.
И что же мы получим в этом будущем? Во-первых, расширение модельной гаммы компании до четырех машин. Во-вторых, самый компактный и, главное, самый "массовый" автомобиль за всю историю Jaguar. Джонатан Браунинг, управляющий директор компании, высказался по этому поводу следующим образом: "X-Type, самый маленький и доступный автомобиль в гамме, разрушает сложившиеся представления о машинах Jaguar. Он создавался для новой, более молодой группы покупателей, поэтому мы воплотили традиции марки в компактном, но стильном спортивном седане". Витиевато...
На деле же новый автомобиль - воплощение скорее рыночной стратегии массового производителя Ford, нежели традиций эксклюзивного Jaguar. Машина хотя и создана "ягуаровским" Whitley Engineering Center в Ковентри, но использует полноприводную платформу. Представляете, полноприводный Jaguar! Вот тебе и традиции...
На самом деле у создателей машины не было иного выхода. Строить заново маленький и относительно массовый Jaguar X-Type с задним приводом было бы неразумно - слишком дорого. Для удешевления в основу машины заложили платформу нового "фордовского" Mondeo - переднеприводную. Но переднеприводный Jaguar - это вообще нонсенс, да и основные соперники ("трешка" BMW и "компактный" Mercedes) имеют привод на задние колеса. Поэтому сочли наилучшим решением добавить в трансмиссию Mondeo раздаточную коробку, рассчитывая, что полноприводная машина по управляемости не сильно уступит классическим моделям Jaguar.
Продаваться Jaguar X-Type, по-видимому, будет хорошо. Выглядит он, во всяком случае, как настоящий Jaguar, только маленький. Предполагаемая цена в Великобритании - около 23.000 фунтов. Компания рассчитывает, что этот автомобиль выведет ее из категории "нишевого" производителя и сделает одним из достаточно крупных игроков на мировой арене.
Ford Motor Co. приобрела Jaguar в 1989 году, когда английская компания находилась на грани краха. Да и три года спустя объем ее мировых продаж едва превысил 20 тыс. автомобилей. Но в прошлом году сбыт увеличился примерно до 80 тыс. машин, из них около половины - компактные S-Type. После выпуска X-Type общий объем производства Jaguar может вырасти до 100 тыс. машин, а к 2003 г. достигнуть 200 тыс.
Интересный аспект: X-Type способен изменить и географию продаж автомобилей компании. До сих пор главным рынком сбыта для нее являлись США, теперь же новый компактный автомобиль, возможно, в большей степени заинтересует европейцев. Расчеты показывают также, что может значительно увеличиться и "женский" процент владельцев (уже сегодня примерно половину автомобилей Jaguar в США водят представительницы прекрасного пола).
Что еще? Моторы для X-Type пока предусмотрены "фордовские" (2,5 л и 3 л V6 Duratec), с завода близ Кливленда, США. Если европейские продажи будут успешными, возможно, появятся 4-цилиндровые двигатели, даже дизельные.
Собирать Jaguar X-Type будут в Великобритании, но отдельно - на заводе в Хэйлвуде, там, где до этого Ford Motor Co. выпускала свой Escort. Между тем, S-Type (тоже "фордовский", но в меньшей степени) собирают в Бирмингеме, а "настоящие" Jaguar (XJ и XK) - в Ковентри.
© Журнал «МОТОР»
Декабрь 2000