Изыскивая новые рыночные ниши и классы, производители порой идут на смелые эксперименты. То поставят кузов от минивэна на полноприводное шасси с 500-сильным мотором, то построят 4-дверное купе или запихнут двигатель от суперкара под капот седана бизнес-класса. Некоторые продукты попадают точно в цель и становятся родоначальниками новых классов, другим же уготована участь Дон Кихотов из Ламанчи – на их покупателей смотрят, как на чудаков.
Наш нынешний герой – Nissan Qashqai – тоже во многом революционер, смешивающий формы и содержания в необычный коктейль. Базовая версия предлагается с мотором 1,6 литра, передним приводом и клиренсом более 200 мм. Стоит такой Qashqai всего 21 900 долларов, предлагая достойную альтернативу продвинутым хэтчбекам гольф-класса. Другой полюс – полноприводный Qashqai в максимальной комплектации за 34 350 долларов – уже конкурент Toyota RAV4 и другим паркетникам. При этом Nissan немного компактнее, что облегчает жизнь при парковке. Нам досталась практически топовая версия, лишенная лишь камеры заднего вида (вместо нее установлены традиционные датчики парковки), цветного экрана и возможности проигрывать МР3-диски. Цена протестированного автомобиля – 32 050 долларов.
В профиль Qashqai представляет собой уменьшенную копию Nissan Murano, что славно. Многим мультяшный облик Мурано очень импонирует, но их пугают крупные габариты машины, да и цена у большого внедорожника совсем не мультяшная. А здесь компактный «муранчик» гольф-класса. Еще бы передок Qashqai сделать более игривым и добродушным, а то плоская линия бампера и радиаторной решетки, дополненная выпирающей черной нижней «губой», создают легкую гримасу, которая не украшает машину. Ей бы больше подошла «улыбка». С другой стороны, позиционирование Qashqai точно совпадает с его внешним видом. Если верить рекламе, то в мегаполисе вседорожник обижают, а он должен с честью выбираться из всех передряг каменных джунглей. Высоту машины призваны скрыть черные пластиковые накладки по всему периметру кузова. Qashqai только кажется маленьким: на самом деле, по росту он всего десять см уступает законодателю класса паркетников Toyota RAV4. Также накладки защищают и колесные арки, что важно в случае легкого контакта, например, в городской пробке или на парковке. Собственно, на том уровне, где у легковых машин находится бампер, Qashqai со всех сторон закрыт пластиком, так что мелких досадных царапин можно не бояться.
Единственное, на чем плохо сказался спортивный поджарый силуэт Кашкая, – это обзорность. Если при маневрах вперед спасают большие боковые зеркала, напоминающие, что Qashqai – это не простая легковушка, то, сдавая задом, приходится полагаться только на помощь парктроника – через заднее стекло не видно практически ничего.
Интерьер также излучает легкую агрессию. Панель приборов изрядно перегружена. От обилия разноформатных красных рисок на спидометре и тахометре рябит в глазах, а разобрать что-то на стильном круглом дисплее можно только после долгого в него вглядывания. В погоне за стилем дизайнеры, похоже, немного перестарались с кругами. Хотя если их главной задачей было держать водителя в постоянном напряжении, то идея реализована на отлично. Сразу вспоминается фраза: на войне, как на войне.
Климат-контроль и аудиосистема тоже перегружены обилием кнопок. Их основные функции просты и понятны, но они требуют к себе слишком большого внимания. Для тех, кто верен старому народному принципу «держи ноги в тепле, а голову в холоде», в Qashqai предусмотрен специальный воздуховод для шевелюры. Зато интерьер выполнен очень качественно. Из мягкого пластика изготовлена не только верхняя часть передней панели, но и центральная консоль и обивка дверей, а подлокотники даже обшиты кожей. Вращающиеся деффлекторы обдува напоминают Alfa Romeo и Mazda. Перчаточный ящик по европейски просторный – в него можно вместить сразу 3 двухлитровые бутылки с напитками, а при желании и охладить. А в противосолнечных козырьках предусмотрены зеркала с автоматически включающейся подсветкой – отличное оснащение для японской машины гольф-класса.
По размеру задних сидений Qashqai сравним с традиционными хэтчбеками гольф-класса. При желании можно усесться даже втроем, но без особого комфорта, хотя центральный тоннель достаточно низкий. Судя по форме кормы, от багажника можно было ожидать объем минимум литров в 500, а он оказался всего 350 л. Причина – большая высота пола, под которым скрывается полноразмерная 17-дюймовая запаска с высокопрофильной шиной. Впору выносить крепление колеса на заднюю дверь, как у настоящих джипов, чтобы хоть немного увеличить объем багажника и снизить погрузочную высоту. Учитывая, что машина предназначена в основном для города, в Qashqai более логичным решением было бы применение докатки.
В погоне за спортивностью разработчики сделали рулевое управление слишком тяжелым, что не очень удобно в городе. Хотя привыкаешь к этому быстро, никаких преимуществ это не дает. Давно придумана система с изменяемой производительностью усилителя, регулирующая сопротивление баранки в зависимости от скорости машины. Тем более Qashqai оснащается электроусилителем руля, который управляется электроникой.
Подвеска настроена по-европейски жестко, она весьма ревностно относится к «лежачим полицейским» и исправно информирует водителя обо всех превратностях дороги. В ответ на это высокий Qashqai практически лишен кренов, хотя чувства спортивной машины это все равно не дает, а скорее наоборот, создает диссонанс между восприятием автомобиля и его реальными возможностями. На разбитой дороге автомобиль все-таки подвержен раскачке, причем иногда она даже приводит к пробоям подвески, которых никак не ожидаешь при спокойной езде.
Также чересчур спортивно ведет себя и вариатор. При движении в любом режиме при сбросе газа вариатор словно переключается на полпередачи вниз и обороты мотора поднимаются на 500-700 об/мин, что приводит к интенсивному торможению двигателем, а это нужно далеко не всегда. Будь у Qashqai более мягкая подвеска, он бы наверняка клевал носом, а так это приходится делать пассажирам. Такая схема хорошо подошла бы для спортивной программы работы вариатора, но для стандартного Drive она ведет себя слишком агрессивно. Подкатываешься к светофору, оценивая выбег машины, а вариатор настолько активно тормозит двигателем, что машина останавливается раньше намеченного, и приходится снова разгоняться.
Получается, что Qashqai постоянно провоцирует на агрессивную езду, которая вряд ли придется по вкусу большинству водителей, значительная часть которых – девушки. Однако мы поддались искушению и прохватили на Qashqai, что было сил. На загородном шоссе вседорожник уверенно показал на спидометре цифру 185 км/ч, хотя в характеристиках заявленная «максималка» составляет 178 км/ч, так что приборы явно завышают показания. Мотор при этом работает на максимальных оборотах и долго так ехать не хочется. Оптимальный скоростной режим для Nissan – до 150 км/ч. Дальнейший разгон происходит только на повышенных оборотах, когда салон наполняется натужным завыванием мотора: набор скорости происходит за счет изменения передаточного числа в вариаторе.
Не обошли мы вниманием и внедорожные способности Qashqai. Вот только в этой номинации вседорожник оказался не очень силен – проблема в вариаторе. На песке, а также вероятно и на любом другом вязком грунте, будь то рыхлый снег или грязь, он с трудом передает мощность от двигателя к колесам – кажется, что трансмиссия вот-вот даст сбой. Особенно тяжело Qashqai дается трогание с места на подъеме: будь здесь традиционный «автомат» или механическая КПП, проблемы, скорее всего, не было бы. Зато блокировка центрального дифференциала работает отлично. Как только почувствовал, что передние колеса начинают закапываться в песок, поворачиваешь шайбу рядом с селектором вариатора – и Qashqai словно кто-то берет на буксир. Еще бы вседорожнику слегка приподнять передний бампер, и можно смело штурмовать дюны. Хотя для заезда на большинство бордюров клиренса все-таки хватает.
Когда имя Qashqai впервые было представлено, многие знатоки английского языка принялись ломать голову: а как же оно правильно произносится? Версии высказывались самые невероятные – от Кваш-Кай до Куаш-Каи. Правильным же вариантом оказалось Кашкай, что в переводе с одного из африканских наречий означает Городской кочевник. Для нас же Qashqai наиболее созвучен с кем-то из породы кошачих. Причем, судя по внешнему виду, перед нами действительно кот-проказник, который не прочь похулиганить, покататься на занавесках или прокричать громче всех МЯУ, сидя на заборе, а потом со всех ног, вернее, лап, броситься самую гущу драки с собаками. Одним словом, забияка.
Несмотря на ряд просчетов, можно сказать с уверенностью, что Nissan попал точно в цель. И Qashqai ждет отличное рыночное будущее. Концептуально он повторяет Ford Fusion, но только стоит на ступеньку выше в классификации и охватывает больший ценовой диапазон и, следственно, потенциальную аудиторию. Он предоставляет покупателю самому определиться, что он хочет получить: слегка приподнятый переднеприводный автомобиль для города или компактный кроссовер с полным приводом, возможностей которого наверняка хватит для штурмов легкого бездорожья. Qashqai хорош в обоих амплуа, и самое главное – у него почти нет конкурентов. Его единственный соперник – Dodge Caliber, но он предлагается только с передним приводом и оснащается более мощными моторами, что повышает его цену. Да и бренд Dodge многие покупатели пока воспринимают с опаской.
Что касается меня, то я бы скорее выбрал себе переднеприводный Qashqai с 2,0-литровым мотором и механической 6-ступенчатой КПП – в таком исполнении получается весьма динамичный автомобиль для города и путешествий. Для преодоления внедорожных препятствий вполне достаточно солидного дорожного просвета Qashqai, а без полного привода машина получается быстрее и экономичнее. Да и цена у нее ниже – от 24 400 до 28 150 долларов.
© CarClub.ru
12.05.2007