Рядовой автолюбитель никак не может избавиться от застарелого предрассудка: дескать, раз я купил машину за десять тысяч, то за десять же - а в идеале за все одиннадцать - я должен ее и продать. Большинство автопроизводителей этому предрассудку всячески потакают. Причем сами же никак не могут избавиться от иллюзорных амбиций "плюнуть в вечность" и построить машину на века, которую шамкающие старикашки передадут в наследство потомкам вместе с фамильным серебром и портретом главного "корня" генеалогического древа. Но нет тренда без исключений. Nissan Murano, по мнению Николая Фоменко, автомобиль не на века, а на сегодня. Зато сегодня трудно найти автомобиль, более достойный того, чтобы с удовольствием вспомнить о нем завтра.
Автомобили и мобильные телефоны не зря объединяет единая морфема (то есть корень). Уже сейчас с автомобилями происходит то же, что и с мобильниками - они переходят в разряд одноразовых предметов. Сегодня ты купил самую дорогую трубку, а завтра ты ее можешь смело бросать в мусоропровод. Она никому не нужна. У всех такие же аппараты и даже моднее, быстрее, сложнее.
Современные технологии распространяются со скоростью вируса. И с этим ничего нельзя поделать. Не далек тот день, когда производители начнут выпускать машины со съемными, как у телефонов, корпусами. Появятся платформы, которые можно будет накрыть чем угодно в зависимости от настроения. Футуристическая причуда, скажете вы? Разыгравшаяся фантазия? Есть маленько, но все же от фактов не отмахнуться, как от мухи: время автомобилей-легенд типа Mustang, Corvette, Miura уходит. Никому не нужны вечные иглы для примусов.
Nissan это чувствует как никто другой. Сегодня на ватмане, завтра на конвейере - достойное производственное кредо. Придумали, нарисовали, сделали, публике понравилось - пустили в серию. Не понравилось - эскизы пропустили через измельчитель бумаг, проредили дизайнерский штат, железо порезали "болгаркой"
СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО
В чем сила, брат, такого подхода? В том, что любой концепт, как правило, вызывает у чистых сердцем автолюбителей детский восторг. А Murano, пусть наши "серые" дилеры и постарались немного развеять эту иллюзию, даже спустя несколько лет после дебюта выглядит как свежая придумка автомобильных энтузиастов. Им можно до сих пор соблазнять аудиторию какого-нибудь провинциального автошоу. Искушенные автолюбители, однако, знают, в чем слабость моделей, прошедших быстрый эволюционный путь от концепта до серийного образца. И потому они выискивают - как обычно вынюхивают, опасаясь прикупить "топляк", покупатели бэушных "японок" запах сырости - технические недоделки.
Спешу обнародовать собственный вердикт. В классе так называемых "паркетных джипов" категории "B" Nissan Murano - безусловный лидер. Это удивительно сбалансированный аппарат. Как ни странно. Как ни странно это для "американского" автомобиля, поступавшего в "колонию" до недавних пор исключительно контрабандным путем. Вообще, первая и основная задача конструкторов - сделать сбалансированный автомобиль, в котором все, начиная с дверной ручки и заканчивая какими-нибудь суппортами, сделано с умом. Murano, пусть и предназначавшийся изначально на потребу и забаву для американцев, сделан в Японии. Так что "умище" и совесть страны-изготовителя чувствуются хорошо.
ЯПОНСКИЙ ГОРОДОВОЙ. Без сомнения, Murano - типичный горожанин. Если на нем и отправляться в путешествие, то маршрут должен быть примерно такой: Мюнхен-Кельн. Но никак не Москва-Карельский перешеек. Его подвеска не придумана для езды в сельпо, преодоления целинных просторов или сильно заболоченной местности. Как только машине приходится выезжать на участок бездорожья - в моем случае его роль выполнил газон Тушинского аэродрома, - становится понятно, что машине там тяжело. Это очевидно - достаточно внимательно прислушаться к переживаниям подвески.
И еще. Стоило мне заехать на траву, тут же высветилась иконка с извилистой колеей. Чтобы сразу стало понятно - сами мы, конечно, до этого не додумались бы - что машина въехала в зону риска. Короче, частным фермерам и сотрудникам коллективных хозяйств просьба не беспокоить с заявками. Если, конечно, они не хотят проводить под Murano больше времени, чем под другой сельскохозяйственной техникой.
Однако на асфальте Murano ведет себя очень достойно даже тогда, когда вести приходится достаточно активно. Он низко посажен и за счет этого хорошо держит дорогу. У него малая раскачиваемость при прохождении поворотов. Вы можете входить в них с открытым газом и выходить, не страшась физических и, как следствие, психологических срывов. Он послушен в управлении. Финансирование разработок по гидроусилителю, в частности, и по рулевому механизму в целом, слава Богу, проводилось не по остаточному принципу. Обычно у автомобилей этой ценовой категории существует резкий дисбаланс между мощностью двигателя и поведением руля. Чаще всего бывает так: ты уже закрутил баранку в сторону, а машина продолжает двигаться прямо. Murano этим не страдает. "Остреньким" руль его назвать сложно - я вообще не очень понимаю смысл такого определения - но в цепочке "голова-мышцы-гидроусилитель-тяги" последние звенья, поверьте, не самые слабые.
Приятные впечатления от мотора и тормозов. Мотор тягучий, похожий на американский в лучшем смысле этого слова. Но главное, что тормоза адекватны мотору. Часто бывает, что двигатель бешеный, а тормоза ледащие, никак не могущие справиться с этим бешенством. Здесь полный ажур. Хотя, может, при другой мощности - а что-нибудь "пятисотое" или "шестисотое" просится под капот этого авто - мои восторги в отношении тормозов были бы и скромнее.
Благодаря вариатору Murano становится сродни электромобильчику из ЦПКиО. Он в меру шустрый. Достаточно нажать педаль, и машина будет разгоняться уверенно, и как будто бесконечно. Но так, как это предусмотрено ее конструкторами. То есть ни на один метр в секунду быстрее. Как бы ты ни ухищрялся, ни имитировал спортивные телодвижения и ни манипулировал с рычагом коробки передач. Кстати, "ручной режим" здесь - вещь, безусловно, декоративная, обогащающая тебя драйверскими иллюзиями. Производитель не преследовал прямых спортивных целей, а просто отдал дань моде. Ну и ладно. Зато расход топлива заметно ниже, чем с обычной КПП. Скупость - не глупость, как говаривал один знакомый, король сети бензоколонок.
MURAШКИ ПО КОЖЕ
Замечательные рабочие характеристики Murano позволяют мне отнести его к настоящим мужским аппаратам. А вот по дизайну интерьера и экстерьера, отделке, эргономике и прочим вторичным признакам определить "половую принадлежность" автомобиля сложно. И это даже хорошо. Это значит, что он способен дарить консумистское счастье всем категориям пользователей.
Роль рассерженного "зоила" больше соответствует моей натуре, чем роль составителя панегириков. Но в данном случае мои придирки к "внутренностям" машины - из разряда крайне субъективных. Ну, совсем не моя в Murano посадка. Она здесь ярко выраженная командирская. Я предпочитаю сидеть низко, практически на полу. Для меня это серьезно. В Мурано я опустил сиденье до предела, а все равно высоко сижу, далеко, за капот, гляжу. Я не считаю, что это удобно. Но тут абсолютно на любителя: кому - миндаль, кому - гузку пожирнее.
Зато передние стойки в машине можно бесконечно поливать елеем. Не секрет, что в подобных автомобилях из-за передних стоек часто случаются самые страшные вещи. Ты можешь запросто не заметить поперечное транспортное средство, которое уже вошло в твои "территориальные воды", но ты его не видишь, так как оно "плывет" в мертвой зоне. Здесь стойки отнесены далеко, их как будто и вовсе нет.
Как новоиспеченный, хотя и нерегулярный пользователь Nissan Primera (автомобиль пополнил семейный автопарк), скажу радостно и бодро: многое в Murano мне уже знакомо. Дисплей практически повторяет оформление Primera. Навигация Birdview Navigation тоже оттуда. Вопросы эргономики решены примерно так же. По поводу удобства камеры заднего вида, которая также есть и в Primera и на которую некоторые жалуются, я могу сказать одно: привычка свыше нам дана. Либо ты всю жизнь сбиваешь задницей штукатурку с фасадов, либо не делаешь этого никогда. Либо ты чувствуешь машину копчиком, либо фаркопом. Третье дано только в виде парктроника или камеры заднего вида.
Я не смог еще устроить этому прибору зимнюю проверку с погружением его в снежные, солевые и грязевые московские ванны. Устрою - поделюсь выводами и порциями желчи. Но бесспорно, что она нужна. Нужна хотя бы в качестве игрового или декоративного элемента. Будет что показать любимой девушке, если больше показать нечего.
Мне, замечу попутно, не очень понятно, почему в тестируемом Murano не оказалось другой видеоаппаратуры. Места для DVD-плеера и монитора вовсе не предусмотрено. Но это, полагаю, вопрос маркетинга. И к моменту начало продаж в России Murano и телевизионным транслированием охватят, и сетью всемирной паутины опутают, и модемной связью обеспечат.
Я взглянул на подставку для бутылок - сюда поместится не только банка кока-колы, но и бутылка крепкого - и подумал, что машина уже снабжена пакетом для "наших дорог". Но потом у селектора КПП обнаружилась наклейка с перечеркнутой сигаретой - no smoking. И сразу стало ясно, что машина пока еще американская. Естественно, нет ни пепельницы, ни прикуривателя. Но ничего. Уверен, когда Murano пойдет в Россию, нам обеспечат достойную комплектацию, где будут и пепельница, и прикуриватель, и кальян.
Ведь мы этого достойны. Мы долго любили Murano "сереньким". Настала пора любить его беленьким.
© Автопилот
Август 2005