Одна из немногочисленных премьер недавнего московского "Автосалона-2001" - внедорожник Nissan X-Trail. Можно даже сказать, премьера европейская, поскольку в прошлом году в Париже автомобиль дебютировал в ранге концепта, а весной этого года в Женеве - в виде предсерийного образца. Сейчас же перед нами конвейерная версия, на момент теста - единственная в России. Познакомиться с машиной нам помог Юрий Самойленко, глава представительства компании Nissan…
Представляя в прошлом году в Париже тогда еще концепт X-Trail, Патрик Пелата, вице-президент Nissan Motor Co., сказал: "(Предыдущий) внедорожник Xterra завоевал популярность (в США) потому, что он абсолютно точно соответствовал ожиданиям покупателей, сочетая отличную проходимость и доступную цену. При создании X-Trail был использован тот же подход, но с учетом несколько иных потребностей японцев и европейцев".
Обратите внимание: "несколько иных потребностей". Хотя компания и сообщает, что X-Trail предназначен для всех континентов - это, пожалуй, первый внедорожник Nissan, созданный главным образом для европейского, а не американского рынка (продажи в Японии начались в ноябре прошлого года, в Европе - в октябре нынешнего, а когда машину дождутся американцы и дождутся ли вообще - неизвестно). Поэтому и сконструирован он по-иному, чем традиционные "ниссановские" внедорожники.
Преемственность сохранена лишь во внешности: есть в X-Trail некая "коробчатость" форм, доставшаяся ему в наследство от моделей Patrol (вспомните Safari, Mistral, Rasheen, Pathfinder, Terrano...) и столь очевидная в Xterra. Но ничего плохого в этом нет; во-первых, выход Nissan X-Trail на рынок знаменует собой полувековой юбилей внедорожников компании, во-вторых, слегка грубоватый облик дополнительно выделяет этот автомобиль из ряда более игривых конкурентов.
От "паркетных внедорожников" никто не ожидает особых подвигов вдали от шоссе, но выглядеть они должны убедительно. С этой задачей X-Trail справляется, пожалуй, лучше, чем Honda CR-V или Toyota RAV-4 - поспорить с ним может разве что Land Rover Freelander. Кстати, серийный образец X-Trail внешне практически не отличается от парижского концепта, что случается не так уж часто. Разве что крыша выглядит попроще - у концепта в задней ее части присутствовала весьма интересная надстроечка. Но если врезать в крышу люк (кстати, он чуть ли не вдвое больше, чем у конкурентов)...
Интерьер под стать экстерьеру. Салон, возможно, не самый элегантный, но в продуманности и практичности ему не откажешь. Кожаные (опция) сиденья вполне удобны - достаточно широкие, с разумной боковой поддержкой. Высокая посадка обеспечивает хороший обзор, стойки не мешают. Рулевая колонка регулируется, причем можно не беспокоиться, что баранка перекроет приборы, - их перед водителем нет! Приборный щиток расположен посередине торпедо - модно, но непривычно, приходится косить глазами (приборы, впрочем, крупные и развернуты влево - читаются отлично). Зато перед водителем появился небольшой "бардачок" с 12 В розеткой, там можно не только хранить, но и подзаряжать сотовый телефон.
Еще одна "необычность" - крышечки по бокам "музыки", под ними небольшие полости, соединенные с системой обогрева-охлаждения-вентиляции салона. В каждую влезает по стандартной банке с напитком, которую можно подогреть зимой или охладить летом...
Сзади все почти "как у всех" - трехместный "диван" со складной (60/40) спинкой с изменяющимся наклоном. Если снять подушки и сложить спинку, получится приличных размеров багажный отсек с ровным полом. Не "как у всех" - возможность менять угол наклона спинки. Еще не "как у всех" - прикрывающая пол панель, выполненная из резиноподобного пластика. Она не только легко моется (вспомните, сколько усилий требуется, чтобы пропылесосить традиционное ворсистое покрытие), но и легко снимается. Практично - можно присесть где-нибудь на бережку...
"Наш" Nissan X-Trail был оснащен 2 л бензиновым мотором (140 л.с., 192 Нм) и 4-ступенчатой автоматической коробкой (может быть установлена 5-ступенчатая механическая). Второй вариант - 2,2 л турбодизель common rail (114 л.с., 270 Нм), он комплектуется только 6-ступенчатой "механикой".
Не знаем, как ведет себя машина с дизельным силовым агрегатом, но бензиновый понравился. При спокойном передвижении по городу запаса мощности и крутящего момента хватает за глаза, реакция на "электронную" педаль газа адекватная, шумом мотор не досаждает, работа коробки - без замечаний. Подчеркнем, "при спокойном передвижении" - на попытки ехать агрессивно двигатель реагировал не слишком охотно, во всяком случае, не на свои 140 лошадей. Особенно "на низах". Причина, видимо, в "японо-европейской" регулировке - не под максимальную отдачу, а под экономичность и экологичность...
Поведение на твердом покрытии - совершенно легковое. Рулевое управление четкое и точное, с хорошей обратной связью. За "невмешательство" усилителя приходится платить чуть тяжеловатым рулем при парковке, но это гораздо лучше, чем пустой руль на высокой скорости.
Тормоза отличные. Все дисковые (редкость для автомобилей такого класса), снабжены 4-канальной АБС, электронным распределителем усилий и дотормаживающей системой Brake Assist. Стоит отметить также систему стабилизации курсовой устойчивости (не "просто" ESP, а ESP "с плюсом"), которая во взаимодействии с АБС оптимально распределяет тяговые и тормозные усилия по колесам.
Подвеска без нареканий - в меру жесткая для обеспечения хорошей управляемости и в то же время достаточно комфортная...
А что на бездорожье (умеренном, разумеется)? Для испытаний нашли подобие проселка с обилием луж, благо для этого даже за город выезжать не пришлось. И здесь настала пора рассказать о трансмиссии X-Trail, которая называется "All Mode 4x4"...
На панели автомобиля есть кнопки "2WD", "Auto 4x4" и "Lock". При нажатии первой крутящий момент подается только на передние колеса - это обычный, наиболее экономичный режим передвижения по хорошей дороге (с соответствующим переднеприводным поведением машины).
Если под колесами появился проселок или асфальт стал скользким, стоит нажать кнопку "Auto", при этом в работу включается межосевая муфта с электронным управлением. Действует она как обычно - при пробуксовке передних колес плавно подключает задние. Но делает это гораздо быстрее, чем аналогичные по назначению системы конкурентов - до подключения задних колес передние успевают проскользнуть лишь на несколько градусов.
Ну, а если дорога испортилась окончательно, можно включить режим "Lock". При этом межосевая муфта блокируется, и крутящий момент распределяется между передней и задней осью строго в соотношении 57:43. О выключении этого режима можно не думать: если скорость переваливает за 30 км/ч, трансмиссия сама "понимает", что автомобиль уже выбрался из грязи, и разблокирует муфту...
На практике все происходило так же, как в теории. По достаточно глубоким лужам с глинистым дном X-Trail даже в режиме "Auto" шел спокойно, а после нажатия кнопки "Lock" - вообще аки посуху. Даже неинтересно. Конечно, в те места, где потребовался бы пониженный ряд трансмиссии, лучше не соваться, впрочем, не слишком большой дорожный просвет автомобиля вам этого и не позволит.
После преодоления луж обнаружилась очень приятная "не мелочь": пороги остались чистыми! Благодаря конструкции нижней части дверей и расположенным там резиновым полосочкам в грядущую (а кое-где уже наступившую) слякоть владелец X-Trail сумеет сохранить чистоту брюк...
Что в итоге? "Ниссановцы", пожалуй, чуть припозднились на бал паркетных внедорожников. Но уже собравшиеся должны обратить внимание на нового гостя - и одет как следует, и манерами выделяется. Думается, что и на собрании "настоящих" внедорожников Nissan X-Trail выглядел бы достаточно уместно.
© Журнал «МОТОР»
Ноябрь 2001