Мировая пресса единодушна насчет Peugeot 307: эта французская штучка многое откровенно переняла у Volkswagen Golf. Можно ли с этим мириться? С подобной проблемой сталкиваются агенты спецслужб, когда им открывается двуличие их хозяев…
Недавно на русский язык перевели книжку французского журналиста Тьери Вольтона "КГБ во Франции", в которой приведена любопытная история, как румыны боролись с отставанием в автомобильной области. В конце 70-х годов Dacia и Citroen заключили соглашение о сотрудничестве, после чего более 150 румынских инженеров пригласили во Францию. Эти проворные парни без ведома партнера сфотографировали документацию Citroen, оставшуюся за рамками договора. За давностью лет политическая окраска данного эпизода поблекла, и он выглядит заурядным промышленным шпионажем.
Раньше производители были вынуждены закупать образцы друг у друга, чтобы выяснить, какой из них лучше - разбирали по винтику, сравнивали. Проза жизни - сегодня им для этого достаточно прочитать тесты в нескольких специализированных журналах: всю работу уже сделали журналисты, вооруженные "датронами" и "оносокки". А как быть с технологиями? Тут ведь никакая опто-электроника не поможет! Выход прост - никакого шпионажа. Технологически сложные элементы конструкции производители автомобилей давно уже закупают у системных поставщиков, и нередко - у одних и тех же. А случись что, то и "попадают" дружно - как это было недавно с шинами Firestone.
Даже, казалось бы, наиболее защищенная от проникновения область - дизайн - и та оказывается открытой: заимствуй - не хочу!
Да и сами дизайнеры стали товаром. Творческие находки британца Кейта Райдера вполне могли достаться Renault, однако он приехал в Ля Гаренн-Коломб, сделал там сначала малышку 106-ю, а затем возглавил отдел plate-forme 2, где создал Peugeot 307, машину, откровенно подражающую своему главному конкуренту - Volkswagen Golf...
Если бы стиляге PT Cruiser - более накачанную "задницу" от VW Golf IV, а тому в свою очередь заменить безвольный передок на "мордашку" от PT Cruiser... то получилось бы нечто похожее на Peugeot 307. Что-то "крайслеровское" проглядывает в ее выпуклом капоте, зажатом между скуластыми крыльями с раскосыми фарами. Сзади мы имеем и вовсе недвусмысленное сходство с "гольфом". Приглядитесь, например, к тому месту, где сопрягаются плафон задних фонарей, крышка багажника и бампер. Есть ракурсы, с которых 307-я кажется случайно попавшим в наши руки макетным образцом Golf следующего поколения. И вряд ли для этого французам пришлось подкупать кого-то из парней Хартмута Варкусса или проникать в электронные сети Центра стиля в Вольсбурге. Им хватило одобрения руководства и толики галльской раскованности. Машина получилась лобастая (дизайнеры называют это advanced cab) и поджарая, как 206-я. Разработчиков явно не тяготил получаемый при таком силуэте ограниченный объем багажника - они не хотели нарваться на аналогии с мини-вэнами. Да, Peugeot 307 - не компактный мини-вэн. Это просто очень высокая машина первого среднего класса, или, как его называют французы, M1 (Moyenne-1).
В этой секции автомобильного супермаркета Golf IV - наиболее раскрученный товар. Хотя для поездок с домочадцами (секция-то сугубо семейная) немец явно тесноват. Но кто не знает психологию экономной хозяйки: мечтает о Bosch, а пользуется Ariston, ничуть о том не жалея.
У марки Peugeot, разумеется, немало достоинств, благодаря которым она имеет массу горячих поклонников, однако для стратегического успеха важно переманить на свою сторону противников. Что, собственно, и происходит с появлением 307-й.
Машина, обладая мускулистостью "гольфа", может поспорить ростом с компактными мини-вэнами, вроде Scenic и PT Cruiser. Акселерация нынче в моде - Chrysler, к примеру, намерен вернуть производство Jeep в Америку, чтобы на освободившихся в Австрии площадях увеличить выпуск "крюйзеров". (К слову: мини-вэны, к которым еще десять лет назад не знали, как относиться, сегодня оказывают влияние на близкие к ним классы автомобилей. Так, Fiat делает кузов у пятидверной "семейной" версии Stilo выше, чем у адресованной индивидуалам трехдверной. Еще дальше пошла Honda, создавшая на платформе Civic укороченную по базе трехдверную и стандартную пятидверную модификации, а также мини-вэн Stream с высокой крышей. Плюс седан и спортивное купе. Внутри эти модели также отличаются положением кресел: где-то предусмотрена вертикальная посадка, в другом же случае - более спортивная.)
Что же мы обнаружим в Peugeot-307? Высоко расположенные сиденья с почти вертикальными спинками - под передними уместились даже глубокие выдвижные кюветы для дорожных мелочей. Внутри 307-я еще сильнее атакует Golf: приборный щиток с его бледно-голубыми шкалами - вылитый фольксвагеновский, да и шрифт похож, обивка заметно "подтянулась" по фактуре и качеству стыков, высота подушки регулируется, как и у немецкого конкурента, рычагом. Сиденья стали более плоскими и по-тевтонски жесткими, а задние складываются по тому же алгоритму, что и у Golf. Сразу вспоминаешь, что известный изготовитель деталей интерьера, французская компания Faurecia, свыше трети своей продукции поставляет PSA, а более 20% - группе VW.
За рулем 307-й чувствуешь себя действительно как в мини-вэне или внедорожнике: мир открывается перед тобой с высокой точки через огромное (1,46 м кв.) лобовое стекло. Чтобы очистить его полностью, применена встречная система стеклоочистителей - французы называют ее papillon (типа "бабочка"). Но и при этом правая щетка короче левой.
Достоинства новой концепции Peugeot проявляются, когда начинаешь подстраивать под себя рулевую колонку (регулируется по вылету и углу наклона) и кресло. От его подушки до потолка целых 1019 мм. А ведь многие большие седаны в данном случае ограничиваются тремя цифрами, и даже S-Class предлагает лишь 1000 мм! Диапазон регулировки расстояния между водительским креслом и педалями составляет 22 сантиметра - даже очень крупный мужчина усядется удобно. Будет доволен и тот, кому выпадет сидеть позади этого здоровяка: при сдвинутом назад до упора переднем кресле между спинками останутся весомые 70 с лишним сантиметров.
Передние стойки перекрывают угловой обзор - впрочем, с этим неизбежно сталкиваются все владельцы современных "мини-вэнистых" моделей. На ум приходят схемки, которые развешивал летчик Покрышкин в годы войны над своей койкой: мертвые зоны, недоступные огню пулеметов вражеского бомбардировщика. И если еще как-то удается, вытягивая шею, преодолевать перекрестки без риска нарваться на "покрышкина", то при интенсивной езде по горным серпантинам времени на выглядывание за стойку не остается.
Страна, выбранная московским представительством Peugeot для знакомства с 307-й, - Марокко - как нельзя лучше располагала к подобной тренировке. Берберы за рулем грузовика не жалуют выныривающих из-за поворота чужестранцев, детишки же, напротив, очень даже жалуют: возможно, им растянувшаяся пестрая кавалькада 307-х виделась чем-то вроде Париж - Дакара или, на худой конец, этапа WRC. Ребятня приветствовала нас отчаянной жестикуляцией, козы, ослики, собаки и домашняя птица (за которыми им, видимо, повелели присматривать) - прилагались, что дорожную обстановку отнюдь не улучшало...
Рулевое управление Peugeot 307 снабжено гидравлическим насосом с электроприводом (то, что мы ожидаем увидеть на новой "Ниве") - теперь усилие на баранке зависит не от оборотов двигателя, а от программы, заложенной в компьютер, и руль 307-й планомерно наливается упругостью с увеличением скорости. Машина великолепно движется по прямой, почти не требуя корректировки. Столь же легко благодаря такому рулю прописывать затяжные пологие повороты, каковых немало в предгорьях Атласского хребта. Но очень скоро мы забираемся выше - повороты становятся круче, опаснее (взамен ограждений на местных дорогах часто выложены камни, помогающие "оценить" обочину). И программа начинает сбоить - при энергичном прохождении виражей руль иногда "расслабляется", причем как раз тогда, когда от него ждешь упругого противодействия.
Главное же смятение в поведение машины вносит новая задняя подвеска. Прежняя, с поперечными торсионами, отличалась выдающейся энергоемкостью и свойством подруливать колеса в повороте под действием боковых сил - ее втулки и опоры обладали запрограммированной поперечной податливостью, так называемой эластокинематикой. Поэтому 306-я (она выпускалась с 1993 года) чертила повороты, как по рельсам.
Теперь в заднем мосту используются взаимосвязанные продольные рычаги - гораздо более простая (и дешевая) конструкция.
На небольшой скорости подвеска прощупывает каждую ямку, порой вас ощутимо покачивает - как в лодке на волне от прошедшего неподалеку катера. Но стоит прибавить газу, и ход становится плавнее, машина вцепляется в выбранную прямую - совсем другой характер. Нам теперь по плечу и грейдер - оставляем буруны щебня, и разбитый асфальт - какое дело наполнившемуся возвратным усилием рулю, как общаются шины с выбоинами?
В поворотах становится очевидно, что автомобиль не приемлет середины: либо надо ехать не спеша, либо проходить виражи агрессивно, в скольжении, помогая себе рулем и газом. Далеко не каждый потенциальный клиент 307-й сумеет выполнить последнее, но зато все слышали про фирменную настройку шасси "как у спортивного автомобиля". Ау! Здесь уже другая подвеска! Ваша попытка просто энергично атаковать поворот вызовет у машины сначала упорное нежелание вписываться в выбранную траекторию, а затем, когда уже не останется времени на раздумье, последует внезапный срыв задних колес в занос. И тут все будет зависеть только от четкости ваших действий - и от отсутствия встречного транспорта.
Такое ощущение, что машина прилагает титанические усилия, чтобы соответствовать прилепленному "спортивному" ярлыку. При этом ориентирована она на лидерство в сегменте, ежегодно поглощающем пять миллионов автомобилей (треть европейского рынка). Наивно полагать, что в Европе отыщется столько мастеров спортивной езды. Похоже, в какой-то момент возникло непонимание между разработчиками и теми, от кого зависит, под каким соусом подавать новинку на рынок. Возможно, правда, что люди из Peugeot, вопреки изменившейся конъюнктуре, стали заложниками прежнего имиджа марки.
Конечно, многое зависит от комплектации. Так, автомобиль с 2-литровым 70-сильным дизелем Hdi (система common-rail) гораздо ближе стоит к изначально определенному проектировщиками амплуа 307-й: надежная семейная машина. Дизельная 307-я отличается потрясающей звукоизоляцией и, кроме того, ощутимо мягче на дороге, чем бензиновые (1,6 л, 110 л.с. и 2,0 л, 138 л.с.) версии. К тому же и разгон дизельной машины спортивным никак не назовешь. Передачи в пятиступенчатой коробке растянутые, "подхлестнуть" машину не удается. Вполне цельный образ. Хороший вариант для поездок на работу, в магазин и к морю!
К неоспоримым достоинствам Peugeot 307 относится безопасность. Даже на базовой версии XR Presence установлены две фронтальные надувные подушки, пара боковых и еще две надувные занавеси, а также обеспечивающие прекрасное замедление дисковые тормоза с АБС Bosch 5.3 и электронным распределителем тормозных усилий. Причем, если интенсивность замедления машины достигает величины 8 м/с2, автоматически включается "аварийка". Из нововведений в области активной безопасности заслуживают внимания автоматические стеклоочистители (ими командует датчик дождя) и фары, включающиеся в сумерках без участия водителя.
К той же сфере можно отнести и систему Follow me home: после постановки автомобиля на сигнализацию он 45 секунд освещает водителю дорогу до дверей дома.
А что интересного в пассивной безопасности? Во-первых, конструкция сидений. Подголовник закреплен на особом каркасе, который при ударе в машину сзади противодействует запрокидыванию головы, чем снижает риск повреждения шейных позвонков. При лобовом столкновении рулевая колонка "ломается", в результате чего руль уходит вперед на 5 см. Опора левой ноги, обычно грозящая голени переломом, после столкновения перемещается таким образом, чтобы не зажало ступню - выталкивая ее из коварной ниши. Инженеры Peugeot сделали все, чтобы минимизировать последствия несильных столкновений. Например, передние крылья изготовлены из ударопрочного инженерного пластика Noryl. Передний бампер закреплен на сминаемых кронштейнах, поглощающих энергию удара, кроме того, они привинчены (а не приварены) к лонжеронам, что удешевляет ремонтные работы...
Ежегодно с конвейеров заводов в Мюлузе и Сошо будет сходить 550 тысяч Peugeot 307. Безусловно, эта модель повлияет не только на структуру рынка, но и в какой-то мере определит пути развития для своего класса. Французы настроены серьезно: уже предлагается 14 вариантов комплектации 307-й, и это всего при трех моторах и двух вариантах механической пятиступенчатой трансмиссии. Не за горами внедрение 1,4-литрового дизеля Hdi, разработанного совместно с Ford, и адаптивной четырехступенчатой коробки-автомата типа Tiptronic. Можно ждать и новых кузовных модификаций - не случайно же компания предвосхитила появление 307-й пикапом Cameleo. Не исключено поэтому, что работы над новым VW Golf продолжатся теперь под сильным французским влиянием.
© Журнал «МОТОР»
Август 2001