Этот автомобиль - словно волшебная шкатулка из сказок Андерсена. В нем множество потайных ящичков, на протяжении всего пути из Парижа в Брюссель и обратно я забавлялся, находя их тут и там. Путешествовать между этими, как говорили в старину, ганзейскими городами можно напрямик, но куда затейливее - через герцогство Люксембург, самое маленькое государство ЕС... Преподнося этот мини-вэн как совершенную новинку, компания Peugeot, конечно же, лукавит: за основу-то брали проверенный временем и дорогами 806-й.
Делали его с 1994 года на севере Франции, в местечке Валенсьен, на предприятии Societe Europeenne de Vehicules Legers du Nord, или Sevel Nord. "Северное европейское объединение по выпуску легких грузопассажирских автомобилей" производит мини-вэны сразу четырех марок: Citroen, Fiat, Lancia и Peugeot. Есть, кстати, и южное объединение, итальянское Sevel Sud, выпускающее для группы FIAT и PSA "Peugeot-Citroen" аналоги наших "соболей" и "газелей". Лет этак сорок назад подобный проект был бы немыслим: каждый из его возможных участников не поступился бы амбициями. Теперь кооперация выгодна всем. Скажем, для Lancia, которая продает всего 130 тысяч машин в год, было бы накладно разрабатывать собственный мини-вэн. Больше всех черпает из источника в Валенсьене Peugeot - более трети из годовых 100 тысяч мини-вэнов. Новый проект, Projet Cinq, потребовал вложения 650 миллионов евро. Автомобили получили, как известно, названия Citroen C8, Fiat Ulysse, Lancia Phedra и Peugeot 807.
Итак, пора знакомиться. Темно-неподвижная глыба мини-вэна найдена на минус четвертом уровне бездонного паркинга главного офиса Peugeot на парижской Гран Армэ. Машина так плотно втиснута в бетонную нишу, что проникать на водительское место приходится через сдвижную пассажирскую дверь. Вот он, главный фокус, придуманный создателями машины! Едва потянув за ручку, я привел в действие механизм, и дверь самостоятельно отъехала в сторону. Электромотор устройства живет в задней стойке кузова, привод - тросовый, трос тянется в пазу вдоль заднего крыла. Устройство поставляет известная американская фирма Delphi (сумма этого контракта - 28 млн евро), а разработано оно в ее исследовательском центре в немецком городе Вупперталь. Для Европы такие двери в новинку, но в Америке Delphi выпускает их с 1993 года. Peugeot сейчас намерена внедрить, впервые в мире, аналогичный узел на моделях малого класса. Вообще, сюрпризов в 807-й множество. Ее и рекламируют во Франции, как цилиндр фокусника с кроликом внутри. Навскидку - алюминиевая крыша, пластиковые крылья и задний люк, рекордное по площади (1,95 м кв.) лобовое стекло...
Сегодня известные преимущества мини-вэнов робко пытаются перенять автомобили других типов. Вошел в заднюю дверь, прошмыгнул между передними сиденьями (даже рычаг ручного тормоза перемещен к водительской двери, чтобы шмыгать не мешал), и уже за рулем. С такого капитанского мостика управлять бы океанской яхтой, а тут приходится выколупывать немалый по размерам мини-вэн из бетонных подземелий. Кромки капота не видно, как ни вытягивай шею. И ладно, проинтуичим. Поворот ключа, с легким жужжанием раскрылись наружные зеркала, поехали. Сначала крадучись, а теперь можно и поживее...
Знакомство с автомобилем в чем-то сродни новоселью: смешиваются радость первооткрывателя, легкий неуют, опасение что-нибудь поломать, желание обставить все по-своему. Мини-вэн - настоящий дом на колесах. "Домашнее" ощущение усиливается с каждым разом, когда используешь короткие остановки на светофорах, чтобы обжиться.
Интерьер создан, как говорят дизайнеры, "тремя росчерками карандаша". Перед глазами - просторнейшая панель, которая обтянута слегка грубоватым на ощупь синтетическим материалом, напоминающим по фактуре апельсиновую кожуру. В середине огнями святого Эльма светятся кругляши тахометра, спидометра и указатели запаса топлива и температуры охлаждающей жидкости. Над "огнями" нависает дугообразная "бровь" от борта до борта. Она не только спасает от солнечных бликов на циферблатах, но и зрительно раздвигает пространство. Под приборами каскадом расположены информационный дисплей, вентиляционные решетки, "музыка". Еще ниже - выступ в виде щита, на котором, кроме рыча-га переключения передач, нашлось еще место для блока управле-ния второстепенными функциями, кнопки "аварийки" и авангардистской пепельницы с прозрачной крышкой. Казалось бы, куда больше? Но нет - прямо на рулевой колонке примостилась "суфлерская будка", внутри которой - дисплей одометра и контрольные лампы. Вдобавок небольшой пульт вознесен под потолок. На первый взгляд, такое нагромождение лишено всякой логики, но оно так ни разу и не напрягло в поездке.
Давно замечаю, что дизайнеры автомобильных интерьеров отказываются от переклички с внешностью машины. Снаружи 807-я - логичное развитие 806-й. Лобастый капот, огромные, слегка раскосые фары, поперечина под ними, акцентирующая внимание на крупной эмблеме, хищный воздухозаборник в бампере... Скроенный в русле фирменных тенденций облик, в котором всяк увидит, что захочет - от дружелюбия до агрессивности. И про себя подумает: именно этого я и ждал.
Интерьер, напротив, неожиданный. Вряд ли удастся нащупать хотя бы тонкую ниточку, связывающую его с предыдущей моделью или с другими современными Peugeot.
Тут-то и началось открытие всевозможных емкостей, полостей и держателей. Куда деть проездной талончик (во Франции магистрали платные)? А под крышку, прямо за рулевым колесом! Со стороны пассажира под точно такой же крышкой нашлись ячейки (8 штук) для захваченных в дорогу пластинок. Дорожные карты и путеводители по мере накопления заполняли вместительные дверные карманы. "Кола" (пиво вдоль французских магистралей не продают и даже запрещают пить в ресторанчиках)? Тумба, увенчанная рычагом переключения передач, содержит охлаждаемый бокс на три банки, поверх которого разворачивается (опять-таки, волшебным образом выдвигаясь из тумбы) целая батарея держателей. Не забудем и про 18-литровый "бардачок" на традиционном месте. Постепенно обустраиваюсь. Как у Макаревича: "И вот наконец я обрел покой, мой новый дом я беру с собой...".
Задние сиденья в этом автомобиле установлены не на салазках, а на встроенных в пол направляющих длиной 150 мм. Жмешь клавишу, наклоняешь спинку вперед, переворачиваешь все кресло вертикально и откатываешь его за специально придуманную сзади скобу. Подголовники удалять не надо. Система называется Quickfix. Установка - в обратной последовательности: ролики - в направляющие, прокатил кресло до щелчка, вернул в горизонтальное положение, поднял спинку. С тыльной стороны кресел имеются красные хлястики, потянув за каждый из которых, можно отрегулировать шаг между рядами.
Если игнорировать вопрос, куда девать извлеченные сиденья, перед вами открывается куча чудесных возможностей. Например, можно купить на блошином рынке в Париже засиженный мухами антикварный комод и доставить его, скажем, в Брюссель. (Продолжим в скобках: а затем вернуться в Париж за своими сиденьями.) Но гораздо приятнее превратить спинки среднего ряда в столики и устроить пикник. Передние сиденья разворачиваются, и салон превращается в небольшую гостиную. Словом, фантазируйте!
807-я разрабатывалась в исследовательском центре в Карьер-су-Пуасси при помощи новейшей виртуальной технологии CAVE (виртуальная пространственная среда). Стереоочки, джойстик управления - и инженер оказывается внутри трехмерной компьютерной модели автомобиля (или возле любого из его агрегатов). С миражами удобно работать: отдельные компоненты можно окрашивать в контрастные цвета, вращать их одним пальцем, как вздумается, попутно проверять собираемость узлов, находить концентраторы напряжений и т.п. Результаты налицо.
Вероятно, недалек тот день, когда подобные технологии доберутся и до моделирования ездовых качеств автомобиля. А пока вынужден заметить, что уже второй из трех опробованных новинок Peugeot недостает сбалансированности в настройке ходовой части. В Peugeot 307, помню, насторожило коварное развитие заноса под сброс газа - в семейной, по сути, машине такое проявление особенностей ее компоновочной схемы можно было бы и сгладить. В 807-й - другое. Называется это чрезмерной чувствительностью к боковому ветру. Осенние буйные потоки, разогнавшись над Северным морем, легко добежали до французской глубинки и мотали мини-вэн почем зря. Конечно, повышенная парусность - черта всех машин с таким кузовом. Но утомляло главным образом то, что отклонения от курса приходилось отслеживать не через реакции мышц, а глазами. Все потому, что руль 807-й имеет малую чувствительность в околонулевой зоне, и этим исключается наиболее быстрая реакция водителя. Езда на скорости 130-150 км/ч откровенно досаждала, поскольку при каждом обгоне тягача с полуприцепом мини-вэн приходилось подлавливать.
С другой стороны, повороты на Peugeot 807 проходятся уверенно, с вполне читаемой обратной связью на руле и с умеренной недостаточной поворачиваемостью. Реакция на сброс газа очень сдержанная. В поворотах автомобиль кренится меньше, чем можно было бы ожидать от мини-вэна. Подвеска машины, потяжелевшей по сравнению с 806-й более чем на 150 кг, подверглась значительной до-работке. Задний мост со скручиваемой балкой и продольными рычагами здесь совершенно новый, а стабилизатор в передней подвеске теперь имеет диаметр 22 мм. С усовершенствованной подвеской машина демонстрирует хорошую плавность хода, без раскачки и клевков. Впрочем, все это проверялось на незагруженном автомобиле.
Мотор (пять возможных вариантов, в "моем" мини-вэне стоял 2,2-литровый 158-сильный бензиновый) обеспечивает уверенную тягу с самых "низов", прощая ошибки в выборе передачи. Прекрасная звукоизоляция салона также работает на иллюзию вашей непогрешимости. Эластичность мотора во многом объясняется изменяемыми фазами газораспределения - на второй передаче прекрасно преодолеваются знаменитые парижские пробки и менее известные заторы бельгийской столицы.
Мини-вэн - автомобиль, в котором особое внимание уделя-ется "детскому" фактору. Напри-мер, кнопка блокировки дверей в Peugeot 807 перенесена на потолочную консоль - так малышу до нее труднее дотянуться. Каждое из сидений приспособлено для установки детского креслица - даже переднее правое (при размещении ребенка там надо ключом зажигания дезактивировать пассажирскую подушку безопасности). Интересная деталь: предусмотрено дополнительное салонное зеркало - специально, чтобы мама или папа за рулем сохраняли в пути визуальный контакт с детьми, не оборачиваясь к ним. В общем, мини-вэн остается разве что в желтый цвет еще покрасить, как школьный автобус. Нужно ли говорить, что другие меры пассивной и активной безопасности представлены длиннющим списком - от эффективных тормозов с прекрасно дозируемым усилием на педали до шести подушек безопасности и автоматической блокировки заднего люка на скорос-ти выше 10 км/ч. Действительно, всего этого сегодня мы вправе ожидать от современного автомобиля.
P.S. Вернувшись в Москву, я сравнил брошюры по 807-й и 806-й моделям мини-вэнов Peugeot. Подход у рекламщиков на удивление шаблонный. И тут, и там мама и папа, дочка и сын, и золотистый лабрадор впридачу. Вот только дети в Peugeot 807 выглядят чуточку постарше. Интересно, связано ли это с тем, что новинка дороже 806-й и менее доступна молодой семье?
© Журнал «МОТОР»
Апрель 2003