Лето – прекрасная пора для отдыха на севере России. В этом году удалось провести отпуск в Карелии. В качестве спутника для дальней поездки был выбран среднеразмерный кроссовер Chevrolet Captiva последнего поколения.
Почему мы выбрали именно Каптиву? Этот кроссовер обладает оптимальными размерами, компания до 4 человек может с комфортом разместиться в его салоне, а большинство необходимых в поездке вещей без труда влезает в багажник объемом 477 л. Увеличенный дорожный просвет и полный привод позволяют не думать о качестве дороги, а дизельный двигатель обещает экономию на топливе.
Выпускаемый с 2011 года Chevrolet Captiva второго поколения продается в России с весны 2012 года. Обновленный кроссовер легко узнать по большой фальшрадиаторной решетке с «фирменной» горизонтальной планкой, которая приближает внешность Captiva к легендарным американским внедорожникам. Однако, обводы кузова у него более плавные и округлые, заточенные под вкусы европейских покупателей. Смотрится обновленный кроссовер очень стильно, а две выхлопных трубы с хромированными наконечниками задают спортивный тон задней части автомобиля.
В комплектации LT Captiva радует неплохим уровнем оснащения, который включает: климат-контроль, отделку руля и рычага КПП кожей, зеркало заднего вида с автоматическим затенением, задний парктроник, противотуманные фары, круиз-контроль и багажные рейлинги на крыше. А за безопасность кроссовера отвечают система стабилизации и пакет из шести подушек безопасности.
Сиденья с комбинированной отделкой кожа + ткань имеют огромный диапазон регулировки, удобную посадку можно подобрать для любого водителя. Рулевое колесо настраивается по высоте и по вылету. Сам руль смотрится немного старомодно, и требует достаточно большого усилия при вращении, что лишний раз подчеркивает мужской статус этого кроссовера. На «баранку» вынесены кнопки управления аудиосистемой и круиз-контролем.
Экран на центральной консоли имеет симпатичную бирюзовую расцветку и информирует о работе климат-контроля, температуре за бортом, а также отображает информацию бортового компьютера и схематичный компас. На мой взгляд, данные о пробеге и расходе топлива удобнее считывать с экрана на приборной панели, но здесь у Каптивы классическое расположение приборов: по бокам большие циферблаты спидометра и тахометра, между которыми разместились датчики температуры и уровня топлива в баке. Белая подсветка с красными стрелками тоже не оригинальна, но легко читается и не утомляет глаза в дальней дороге. Понравился электромеханический стояночный тормоз, пользоваться им удобно, а места занимает меньше классического «ручника», поэтому между сиденьями появился просторный ящик для полезных мелочей.
| На «баранку» вынесены кнопки управления аудиосистемой и круиз-контролем.
| У Chevrolet Captiva классическое расположение приборов: по бокам большие циферблаты спидометра и тахометра, между которыми разместились датчики температуры и уровня топлива в баке
|
|
| Экран на центральной консоли имеет симпатичную бирюзовую расцветку и информирует о работе климат-контроля, температуре за бортом, а также отображает информацию бортового компьютера и схематичный компас
|
Первое разочарование – отсутствие USB разъема. Прихваченные в дорогу три флешки с музыкой так и провалялись в бардачке. Отсутствие USB частично компенсирует шестидисковый CD-чейнджер, а 6 динамиков обеспечивают достойное звучание. Также удалось убедиться в высокой чувствительности тюнера - FM радиостанции ловились практически на всем маршруте.
Под капотом нашего Chevrolet дизельный двигатель объемом 2,2 л, форсированный до 184 л.с. В паре с двигателем работает 6-диапазонный автомат - не лучший вариант трансмиссии для покорения бездорожья, но отлично подходит для комфортной и динамичной езды.
Стартуем из Москвы в четверг утром. На Ленинградском шоссе, как всегда, вялотекущая пробка, множество фур, светофоры в населенных пунктах. Первые 70 км до Клина преодолевали почти 2 часа, есть время и возможность оценить комфорт шестидиапазонного автомата, кроссовер может спокойно ползти в пробке, а может легко ускориться, чтобы протиснуться в образовавшуюся нишу, 400 Нм крутящего момента доступны уже с 2000 оборотов.
После Клина машин становится меньше, хочется наверстать упущенное время, но не тут то было, в каждом населенном пункте (а их немало) камеры фиксации скорости, иногда по 2 штуки, при въезде и на выезде. Установщики камер проявили чудеса изобретательности, камеры стоят на разделительном ограждении, на столбах, на эстакадах, на горизонтальных конструкциях над дорогой вперемежку с дорожными знаками. Без антирадара нарушать бессмысленно, потом не расплатишься, но мы были к этому готовы, и наш антирадар постоянно пищал, заблаговременно предупреждая о фиксации скорости.
Следующая пробка поджидала нас в Твери - неповоротливые фуры блокируют движение, не помогает даже чередование полос, когда на трехполосной дороге средняя полоса отдается то одному, то другому направлению. Приходится объезжать пробку по обочине - благодаря увеличенному дорожному просвету и длинноходной энергоемкой подвеске, кроссовер легко преодолевает даже крупные ямки, на мелких неровностях можно не притормаживать.
После Твери отремонтированный участок, снова можно разогнаться, конечно, не забывая о камерах. Сильно разбитый асфальт появляется после Торжка, дорога настолько разбита, что становится стыдно за федеральную трассу, которая соединяет крупнейшие города России.
Постепенно качество асфальта улучшается, и скорость движения снова возрастает. Пыльное облако на горизонте вызывает нехорошие предчувствия, которые очень быстро оправдываются, перед Вышним Волочком 15 километровая пробка. На трассе сплошные фуры, которые почти не едут, страшно подумать, сколько часов им придется там стоять. Легковые автомобили объезжают пробку по обочине, поднимая облако пыли. Проблема из-за светофора и 90-градусного поворота в Вышнем Волочке. При выезде из города фура, пропустившая нас при въезде, отстала метров на 500, давно пора строить здесь объездную дорогу.
Дальше нас ждет качественный асфальт и трехполосная дорога с чередованием полос, многочисленные обгоны по средней полосе даются легко, двухтонный кроссовер разгоняется даже лучше, чем большинство хэтчбеков, и многочисленные фуры быстро исчезают в зеркале заднего вида. Кстати, зеркала, благодаря своим размерам, обеспечивают отличный обзор.
При приближении к Великому Новгороду трасса становится четырехполосной, со свежим асфальтом и разделительным ограждением, эх, если бы так было на всем пути. В Великом Новгороде запланирован ночлег, хотя никакой усталости нет и помине, километров 200 еще можно было бы проехать без проблем.
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
К встрече с Великим Новгородом можно тщательно готовиться, изучая исторические справки и коллекции отзывов в Интернете, а можно просто приехать и погрузиться в славное прошлое Древней Руси. Этот город представляет собой уникальный музей, все архитектурные памятники которого (Ярославово Дворище, Новгородский Кремль (Детинец) и большое количество старинных церквей и часовен), были включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Именно сюда в 862 году вместе со своей дружиной был призван скандинавский князь Рюрик, положивший начало правящей династии великих князей Рюриковичей, царивших во всех древнерусских городах и землях более 700 лет. Также этот город является родиной новгородского вече – первого опыта российской демократии.
В Великом Новгороде плотность исторических памятников на квадратный метр настолько высокая, что походив по улицам час-другой можно смело поступать на истфак любого университета мира!! Ну, или педагогического училища районного разлива ;).
Утро в Великом Новгороде выдалось дождливым, выезжаем в сторону Петрозаводска, впереди 506 км пути, сильный дождь практически не мешает обзору, дворники отлично справляются со своей работой, а зеркала остаются чистыми. Сворачиваем с Ленинградки по указателю на Волхов, дорога через Кириши двухполосная, с большим количеством поворотов, при обгонах снова помогает отличная динамика дизельного мотора и автомат, который работает практически без задержек.
Останавливаемся для фотографий у Волховской ГЭС, одной из старейших в России (год начала строительства – 1915, окончания - 1927). Мощь, водная стихия и ещё раз мощь. По большому счёту так можно сказать о любом сооружении подобного рода, но это выгодно отличает наличие смотровой площадки, с которой можно легко наслаждаться окружающим видом.
Еще 12 км пути и мы в Старой Ладоге, одном из мест, великая история которых как-то стёрлась на фоне современной шумной жизни. Этот небольшой городок в Ленинградской области в прошлом (год основания предположительно – 753) являлся одним из десяти крупнейших русских городов. Сегодня из числа других деревушек ее выделяет только древняя крепость, стоящая на высоком берегу реки Волхов, и несколько старинных церквей и монастырей за ее пределами. Город стоял в самом начале пути "из Варяг в Греки", и его положение было стратегически выгодным для торговли. Другим крупным событием, с которым непосредственно связано имя городка, стала смерть Вещего Олега, по преданию случившаяся тут же, в Ладоге.
По сравнению с Великим Новгородом и Санкт-Петербургом туристов в Ладоге не так много, но это и прекрасно! Зато есть чудесная возможность насладиться тишиной и могучим спокойствием Волхова, пофотографироваться на фоне церквей и крепости, не стараясь выстроить кадр так, чтобы в него не попала часть желающей запечатлеться на фоне достопримечательности толпы.
Федеральная трасса М18 Кола от Лодейного поля до Петрозаводска в отличном состоянии, идеальный асфальт и свежая разметка. Хочется верить, что когда-нибудь все дороги России будут такими. На участке до Петрозаводска всего 3 стационарных камеры, причем 2 из них в населенных пунктах. Можно ехать быстро, автомобиль отлично едет по прямой и в пологих поворотах. Притормаживаем на въезде в Карелию, который выглядит как пограничный контроль, но сотрудники ГИБДД останавливают не все автомобили. Машин на дорогах Карелии очень мало, от кодов регионов России рябит глаза, но основные номера карельские (код 10) и мурманские (код 51). Также много финских машин, особенно в районе Сортавалы и в приграничных с Финляндией районах. Встречаются компании разномастных джипов, видно, что Карелия манит жителей многих регионов России.
На трассе можно нажать кнопочку Eco, разница в динамике практически незаметна, но приятно сознавать, что езда стала более экономичной и экологичной.
ПЕТРОЗАВОДСК
Удивительное – рядом: если озадачиться и посчитать девушек-колхозниц, символизирующих советские республики, у фонтана «Дружба народов» в Москве на ВВЦ, то окажется, что их 16, а не 15 по числу бывших республик в СССР. Дело всё в том, что в год постройки фонтана (1954) среди советских республик была и Карело-Финская со столицей в Петрозаводске, просуществовавшая с 1940 по 1956 годы.
То, что при Сталине Петрозаводск был республиканской столицей, чувствуется в его архитектуре – сталинский ампир превалирует в городской застройке центра. Главным украшением и достопримечательностью Петрозаводска можно смело считать Онежскую набережную с различными скульптурами - подарками городов-побратимов; и, собственно, само озеро замечательного глубокого синего цвета.
Потратив день на осмотр города и прогулки по Петрозаводску, выезжаем в сторону Сортавалы. Дорога через Пряжу сильно петляет, первые 100 км пути в хорошем состоянии, но не разгонишься из-за многочисленных поворотов, много участков, где обгон запрещен, дальше идет отремонтированная дорога, где есть прямые участки с идеальным асфальтом и разметкой, снова можно протестировать скоростные возможности нашего кроссовера.
Карелия – страна озер. Невозможно проехать мимо и не остановиться на берегу. Благо, увеличенный дорожный просвет позволяет без проблем покинуть пределы асфальта. Приближаясь к Сортавале, дорога петляет по берегу Ладожского озера, справа и слева то и дело открываются виды, от которых захватывает дух, руки сами тянутся к фотоаппарату.
Практически во всех населенных пунктах в Карелии ограничение скорости 40 км/ч, как ни странно, большинство водителей его соблюдают, от московских гонок не остается никакого следа, хотя сотрудников ГИБДД в населенных пунктах не видели ни разу, только на трассе и то редко.
Дизельный двигатель традиционно считается более привередливым к качеству топлива, но проблем в этом плане не возникло, фирменные АЗС Лукойл и ТНК есть в Петрозаводске и Сортавале, а запаса хода около 650 км хватает, чтобы избежать заправок на безымянных АЗС на трассе.
СОРТАВАЛА
Этот пограничный шведско-финско-русско-карельский город был основан в 1632 году, и на протяжении всей своей истории успел побывать под юрисдикцией разных стран (отсюда и определение). Такая богатая история не могла не отразиться на архитектурном облике города – здания в центре, хоть и видали свои лучшие времена, но совершенно чётко выглядят иностранцами (финский и шведский стиль формируют облик центральных улочек). А еще в Сортавале, как и в Петрозаводске, неожиданно много улиц с односторонним движением.
В эту часть Северного Приладожья среднестатистический турист в основной своей массе заглядывает по 3 причинам: посетить Валаам (именно из Сортавалы ходят туда катера и теплоходы), съездить в Парк Рускеала и побывать на родине мастера резьбы по дереву Кронида Гоголева. Первый не удалось посетить, т.к. в дни приезда было штормовое предупреждение, про второй – читайте чуть ниже, а фото творчества К. Гоголева не могу не представить сейчас, хотя к автомобилю оно никакого отношения не имеет. Просто потому, что красиво. Просто для души.
|
|
|
Галерея Кронида Гоголева в Сортавале |
Парк «Рускеала», находящийся в 30 км от г. Сортавала, - один из must see в Карелии. Здесь находится известный Мраморный карьер, откуда в своё время добывался мрамор для строительства Исаакиевского собора и питерских станций метро. Карьер имеет изогнутую форму, поэтому практически отвесные скалы, образующие его берега, визуально как бы совмещаются между собой, создавая иллюзию замкнутого пространства. В общем, развлечение на целый день для девочек и мальчиков всех возрастов!
Мраморный карьер «Рускеала»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По пути на карьер проезжаешь мимо небольшого водопада на р. Тохмайоки, где 40 с лишним лет назад снимался фильм «А зори здесь тихие». Оказывается, съёмочная группа решила не тратить время-деньги на экспедицию в труднодоступные места, и снимала фильм рядом с асфальтированной (хотя какая она была в то время??) дорогой, в 13 км от финской границы. В советское время тоже продюсеры денежку считали. Но вообще место красивое! Кстати, во время нашего приезда там опять снимался какой-то фильм, из-за чего не получилось подойти непосредственно к избушке … Прямо, Голливуд…
|
|
Водопад на р. Тохмайоки, где снимался фильм «А зори здесь тихие» |
Обратный путь из Сортавалы в сторону Петрозаводска поехали по дороге А133 через Суоярви, здесь асфальт в жутком состоянии, сильно разбит, много ям, около 70 км трассы идет по присыпанной щебнем грунтовке, которая, правда, иногда даже ровнее асфальта, только пыли много. Хорошо, что машин практически нет. Скорость езды 40-60 км/ч с резкими торможениями и объездами особо крупных ям и неровностей. По сравнению с кроссовером первого поколения подвеска нашего Chevrolet Captiva получила более мягкие амортизаторы, а пружины наоборот стали чуть жестче, за счет чего вождение по грунтовке стало более комфортным. На ровном участке разгоняемся почти до 100, и в пологом повороте начал развиваться снос, система стабилизации оперативно пришла на помощь.
После Петрозаводска возвращаемся на трассу Кола, истосковавшись по идеальному асфальту, на пустой дороге снова нажимаем педаль в пол. После Лодейного поля машин на трассе становится все больше, скорость снижается, места для обгонов хватает не всегда, поэтому едем в потоке и тихо завидуем тем, у кого отпуск в Карелии еще впереди. Фольксваген, неожиданно затормозивший на трассе, заставил проверить тормоза, эффективность торможения соответствует разгонной динамике, отличный результат для двухтонного кроссовера, если бы Chevrolet еще сам «аварийку» включал при экстренном торможении, как некоторые «европейцы»…
Позади остались почти 3000 км, общее впечатление от поездки лучше всего описать словами известной советской песни «Долго будет Карелия сниться…», а Chevrolet Captiva добавил массу положительных впечатлений. Корейский кроссовер с американским брендом запомнился просторным и комфортным салоном, а также отличной динамикой. Этот автомобиль идеально подходит как для путешествий по нашей необъятной стране, так и для ежедневного использования в качестве большого семейного автомобиля.
Пассажиры второго ряда могу изменить наклон спинки для более удобной посадки, а при необходимости перевозки крупногабаритных предметов, сиденья можно сложить, получив практически ровный пол. Стекло задней двери открывается отдельно, это может быть полезно на тесной парковке. Под полом багажника находится солидный ящик полезных мелочей, а полноразмерная запаска крепится снаружи под днищем.
Жаль, что мультимедиа возможности, типа USB, экрана и камеры заднего вида стали жертвой внутрикорпоративной субординации и доступны только на соплатформенном Opel Antara, но представители Chevrolet обещают в скором будущем этот недостаток исправить.